Герой Советского Союза (27.06.37). Награжден орденами Ленина, Красного Знамени и Красной Звезды.
в семье крестьянина. Русский.
В 1914 г. его призвали в армию, и вскоре в числе большой группы новобранцев Бабушкин прибыл в Гатчину. Там его зачислили на курсы мотористов. Сдав экзамен, он стал авиамотористом на Гатчинском аэродроме. Когда Гатчинской военной авиашколе поручили подготовить группу авиаторов из солдат, в первую пятерку был зачислен и Бабушкин. Учебные полеты он совершал на «Фармане» и быстро освоил азы летного мастерства.
В 1915 г. окончил Гатчинскую военную авиашколу и получил звание летчика, после чего был оставлен в школе в качестве инструктора для обучения солдатских групп.
Участвовал в Гражданской войне. В 1920 г. партизанил на Дальнем Востоке.
В 1921 г. был отозван в Егорьевскую школу авиации РККВФ. Был летчиком-инструктором.
В 1923 г. демобилизовался и поступил на работу в ГВФ.
В 1926 г. первым из советских полярных лётчиков выдвинул идею ледовых разведок, и сам провёл первую разведку тюленьих лежбищ в горле Белого моря на Ш-2.
В 1928 г. участвовал в поисках экспедиции Умберто Нобиле. Был награжден орденом Красного Знамени.
Рассказывает генерал-майор авиации Раков[2]: «Весной 1928 года произошли события, привлекшие всеобщее внимание. В Арктике потерпел катастрофу дирижабль итальянского генерала Нобиле, летевшего к Северному полюсу. Попытки спасти участников экспедиции предпринимались различными странами, но уверенности в успехе не было. Корабли, направлявшиеся в Арктику, проникали только в полосу битого льда, а от нее до района катастрофы оставались еще многие сотни километров. Преодолеть их с помощью средств, которые использовались тогда для передвижения в этих суровых краях, было крайне трудно.
Мало надежд возлагали и на самолеты. Слишком большой им предстояло бы проделать путь туда и обратно. В то время дальность полета редко превышала пятьсот - шестьсот километров, а тут дело осложнялось еще суровыми полярными условиями. Снегопады, туманы, пурга, облачность - не очень приятные явления для самолетов даже сейчас. Тогда же они сулили летчикам почти неизбежную гибель. Первые попытки спасти участников экспедиции Нобиле с помощью авиации окончились катастрофой. Погиб полярный исследователь норвежец Руаль Амундсен. 18 июня он вылетел на помощь Нобиле из Тромсе на гидроплане и бесследно пропал.
В спасении экспедиции Нобиле приняли участие шесть государств, однако взоры всех были устремлены прежде всего на Советскую Россию. К тому времени она еще не окрепла после бурных потрясений, только еще залечивала свои раны, но это была страна, строившая новое общество, новый мир. И естественно, что она живее, энергичнее других отозвалась на беду, которую терпела группа людей в ледяной пустыне Арктики.
Советский Союз послал для их спасения два мощных ледокола - «Красин» и «Малыгин» с большими по тем временам трехмоторными самолетами на борту. Вести эти самолеты должны были опытные летчики Б.Г. Чухновский и М.С. Бабушкин».
Благодаря усилиям советских летчиков экспедиция Нобиле была найдена и спасена.
В августе 1930 г. выполнил рейс Москва - Ташкент на самолете К-4 с пассажирами на борту, открыв одну из самых дальних воздушных магистралей СССР.
В 1933-34 г. участвовал в экспедиции на пароходе «Челюскин». Был пилотом самолета-амфибии Шаврова Ш-2, который находился на борту корабля.
13.02.34 г. «Челюскин» был раздавлен льдами и затонул. На льдине посреди Чукотского моря оказалось 104 человека.
2.04.34 г. Бабушкину удалось подняться с ледового аэродрома на своем поврежденном Ш-2 и долететь до Ванкарема. С собой он привез бортмеханика Г.С. Валавина. Затем, до тех пор, пока не окончилась спасательная операция, был комендантом аэродрома в Ванкареме. Награжден орденом Красной Звезды.
В июле - сентябре 1935 г. участвовал в высокоширотной экспедиции ледокольного парохода «Садко». Это судно, семнадцать лет пролежавшее на дне Кандалакшского залива, было поднято и введено в строй в 1934 г. Первую советскую высокоширотную экспедицию возглавлял Г.А. Ушаков. Цель экспедиции состояла в том, чтобы проникнуть как можно дальше в область полярного моря и обследовать громадные «белые пятна», все еще остававшиеся на картах к северу от Шпицбергена, Земли Франца-Иосифа и в северной части Карского моря. Кроме того, экспедиция на «Садко» должна была своими сводками и прогнозами погоды обеспечить перелет летчика С.А. Леваневского через Северный полюс в Америку.
«Садко» в свободном плавании достиг рекордной широты 82º41′. За 85 дней судно прошло 6500 миль, из них 3200 миль - за пределами 80 параллели. Был проделан большой объем исследований, произведено 107 комплексных океанографических станций.
На «Садко» Бабушкин возглавлял авиагруппу, состоявшую из двух самолетов-амфибий. Полеты летчиков во многом способствовали успеху экспедиции.
Радист Е.Н. Гиршевич вспоминает: «Вторым пилотом у Михаила Сергеевича стал Геннадий Власов. Самолеты были приспособлены как для взлета с воды, так и с ледяного поля. Летали они поочередно. Бабушкин обычно с Ушаковым и капитаном судна Н.М. Николаевым. Авиаразведка во многом помогала отыскивать более легкий проход во льдах…
Михаил Сергеевич… быстро завоевал себе авторитет и большое уважение среди экипажа судна и научного экспедиционного состава как бывалый опытный летчик и как прекрасный человек. У него не было заметно, чтобы в обращении он делил людей на ранги - будь то матрос или кочегар - он всегда разговаривал со свойственной ему легкой улыбкой на лице. В свободное время он очень увлекался играми, особенно при стоянке судна во льдах. Частенько и я сражался с ним на бильярде».
28.09.35 г. «Садко» возвратился в Архангельск. В результате работы экспедиции был собран исключительно ценный и важный материал, позволивший раскрыть механизм процессов, происходящих в Полярном бассейне.
Член ВКП(б) с 1935 г.
В 1937 г. участвовал в экспедиции на Северный полюс. Был вторым пилотом флагманского самолета «СССР Н-170».
21.05.37 г. участвовал в первой в мире посадке самолета на Северный полюс.
27.06.37 г. Бабушкин Михаил Сергеевич был удостоен звания Герой Советского Союза.
Избирался депутатом Верховного Совета СССР 1-го созыва.
Автор книги «Записки лётчика М.С. Бабушкина, 1893-1938» (издана в 1941 г.).
В 1937-38 г. участвовал в поисках экипажа Леваневского. Во время вынужденной посадки потерпел аварию и сломал обе ноги.
19.05.38 г. погиб в авиакатастрофе.
Рассказывает журналист Бронтман: «1938 год… 20 мая. Сегодня у нас помещено короткое сообщение об аварии самолета «СССР Н-212». Подробности, как сообщает наш архангельский корреспондент, рисуются в следующем виде.
Катастрофа произошла 18 мая в 4 часа 10 минут утра. На борту было 16 человек. Машина стартовала на Москву с аэродрома Княж-острова. В момент отрыва из левого среднего мотора показалось пламя. Мотор сдал обороты и машина, поднявшаяся на 3-4 метра, начала снижаться. Самолет находился уже за чертой аэродрома. Машина сильно ударилась о земляной выступ, затем, подпрыгнув, пролетела несколько десятков метров и свалилась в реку Лингосровку (рукав Двины). Сильным течением потащило ее на середину реки, ширина которой там ~ 500 м, огнем охватило всю левую плоскость. Один из левых баков, видимо, от удара, был поврежден и бензин разлился по воде. Над машиной и водой поднялось пламя. Самолет держался несколько минут. Люди выбрались на правое крыло и хвост и бросились в воду. Огромную помощь им оказали находившиеся в лодке вблизи работники АрхБумСтроя кассир А.П. Михайлов, плотник В.М. Беляев и экспедитор В.П. Тепляков. Они вытаскивали людей, рискуя сами вспыхнуть. Пилот Бойко плыл к левому берегу. Выбился из сил. Моторист беломорского отряда полярной авиации т. Шулепов бросился в воду и вытащил его. Мошковский добрался до плота у правого берега. Вдруг заметил, что вода неподалеку несет Бабушкина. Вытащил его, но М.С. был уже мертв. Все спасшиеся получили ссадины, ушибы, ожоги. Им оказали помощь на аэродроме и в больнице.
Шмидт позавчера мне сказал, что доложил Молотову обо всем.
- Перед стартом мы тщательно проверили моторы и машину. Все было в порядке. В момент отрыва от земли по необычному звуку моторов я почувствовал, что случилось что-то неладное. Средний мотор сдал. Машина снизилась, ударилась об землю. В тот же момент внутри самолета вспыхнуло пламя. Самолет круто завернуло влево и понесло в реку. В последнюю секунду я инстинктивно рванул штурвал - нос машины приподнялся, и мы упали в воду. Если бы шли носом вниз - сразу бы нырнули. При ударе меня выбросило из пилотской кабины на правую плоскость. Вскочив, я бросился открывать задний люк, чтобы освободить товарищей. В передней части самолета бушевал огонь. Я сосчитал людей - по-моему в самолете никого не оставалось, все были наверху. Самолет погружался в воду. Кругом было пламя. Я нырнул. За мной бросились в воду и остальные. Плыть было трудно: все были одеты в теплую одежду. Как добрался до плота - не знаю..
24 мая… Вчера хоронили Бабушкина. Замуровали рядом с дирижаблистами. Распоряжался Слепнев... Шмидт выступал крайне расстроенным. Был мрачен…
26 мая... Гутовский и Шевелев только вернувшиеся из Архангельска рассказывают, что виноват в аварии «Н-212» Мошковский. На взлете сдыхал мотор, он прибавил другим. Машина накренилась, стойка влезла в бак. Все наполнилось бензином. Достали самолет - все как на ладони. Бабушкин плыл на шубе, захлебнулся. Пробовали делать искусственное дыхание - ребра перебиты, кровь в легких…
3 июня. Сегодня был у меня Мошковский. Осунулся. Рассказывал подробности жизни на Рудольфе. Бардак. Угробили две машины.
- Не спали перед вылетом. Отклонились от линии взлета. Машина перегружена. На взлете задел левым колесом о бугор канавы. Треск. И в тот же момент пламя. Внутри все горит. Сунулись в реку Не успели даже дотянуться до аварийного контакта. Фонарь сломало... Меня выбросило на правое крыло. Кинулся к заднему люку. Открыл. Все вылезли. И в воду. Жутовский попал под плоскость - зацепился там за что-то. Бабушкину сломало ребра при ударе - захлебнулся».
В 1939-60 г. именем героя назывался город в Московской области (бывший поселок Лосиноостровский).
Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.