Редкий выпускник филфака вспомнит нынче о Михаиле Ниловиче Альбове, писателе "демократической направленности". Талант Михаила Ниловича так и не вывел его за рамки позапрошлого века. Хотя он в своё время был фигурой известной и примечательной.
После революции его сочинения не переиздавались. Скупые сведения о нём зарыты в могильники примечаний и комментариев. Сын дьякона и поместной дворянки, болезненно увлечённый Дюма, Полем Февалем, Дефо и Диккенсом, печататься начал с 13 лет. Был исключён из 4-го класса петербургской гимназии "за неусп
ехи", поскольку большую часть времени отдавал сочинительству.
Злодейка судьба просчиталась: писать Альбов не бросил.
По окончании юридического факультета Петербургского университета Альбов, новоиспечённый юрист и полный наполеоновских планов литератор, ушёл на русско-турецкую войну – бра
том милосердия в Дунайскую армию. После войны получил серебряную медаль "За усердие".
На поприще служителя муз он не снискал лавров. Так и не смог преодолеть влияния "Бедных людей" Достоевского. А когда преодолел, оказалось, что его герои – тусклые, серые, неустроенные люди столицы, мизерабли. Дв
ойники давшего им жизнь хозяина.
Альбов прожил жизнь бледную, одинокую и уныло-страдальческую. Современники вспоминали, что его лицо "казалось не только усталым, но огасшим... а в недвижном взгляде чувствовалась безнадёжная, вечно грызущая тоска". Чехов, посылающий в редактируемый Альбовым "Севе
рный вестник" свои рассказы, пишет Полонскому: "После "Степи" я почти ничего не писал. Начал было мрачный рассказ во вкусе Альбова, написал около полулиста и бросил до марта".
Корней Чуковский полагал – страдания Альбова не напрасны: "Так мучительно и настойчиво, со всей кровью сердца воспет