Выход в свет нового детектива для любителей этого жанра - событие. Не всякого детектива, конечно. Кто-то любит жесткое повествование, с концентрацией на образах тех, кто преступает закон, с натуралистическими съемками сцен насилия, а кто-то – элегантное повествование о расследованиях, со знанием психологии героев, с легким стильным изложением истории. На Первом канале вышел детектив "Метод Фрейда", который вызвал немало споров. Мы побеседовали с режиссером Михаил Вайнбергом, который ответил на самые часто задаваемые вопросы.
Михаил, помня обсуждение фильма зрителями, их интерес к его «рождению», спрошу сразу: «Метод Фрейда» - ремейк или все же самостоятельное произведение? Другими словами, повторяет ли сериал фильмы других авторов?
- Скажу честно, не верю, что можно снять нечто совершенно самостоятельное, чего никогда в истории еще не было снято. Кинематограф существует более ста лет, а драматургия - более пяти тысяч лет, поэтому мучиться амбициями по поводу бесспорной оригинальности своего фильма я бы не стал. Мне просто очень нравится моя работа, нравится заниматься тем, что мы со своей командой делаем. Я верю, что зритель у нас не глупый, он знает и любит кино, а потому заметит те параллели в кинематографе, которые являлись в работе нашими маячками, тем, к чему мы стремились. К примеру, аналогию можно провести с «Шерлоком» Би-Би-Си. А вот фильм «Elementary» («Элементарно»), сходство с которым отмечают зрители, снимали одновременно с нами, так что нельзя говорить о первенстве того проекта. И когда вышел «Mentalist» («Менталист»), мы были уже в процессе съемочной работы. Некоторые параллели могут быть связаны с тем, что в кинематографе сейчас наиболее популярен антигерой, в каком-то смысле – человек неприятный, одиночка, хотя своей гениальностью он спасает других людей, помогает им. Во многом таков и наш Фрейд – Роман Фрейдин.
Музыкальная тема, аранжировка в заставке – когда идут титры - напоминает саундтрек из «Шерлока» Би-Би-Си, так задумано?
-Конечно. И не только аранжировка, но и видеоряд. Это наш поклон британским ребятам.
А в чем, на ваш взгляд, изюминка вашего фильма, его отличие от других того же жанра?
- Наш Фрейд во многом – сам по себе, и никого не повторяет. И «команда следственного отдела» – тоже сама по себе интересна. Думаю, мне удалось этих прекрасных актеров раскрыть по-новому. И Леша Гришин справился с ролью совершенно потрясающе, создавая образ человека, который старше него лет на пятнадцать, да к тому же, по психотипу, является полной его противоположностью. И Паша Прилучный предстал перед зрителем взрослее и умнее, при этом, не растеряв своей живости и обаятельности. А Наташа Антонова, сыграв Анну Кораблину, вообще совершила профессиональный подвиг.
В чем этот подвиг?
-Дело в том, что она - героиня мелодрам со знаком «плюс»: хорошистка, милая, сострадательная, которой хотело бы подражать немало женщин. Ее персонажи относятся к разряду тех, «с кем не гуляют, на ком женятся». А тут вдруг ее помещают в ситуацию, где она категорически не имеет права пользоваться ни одним из своих женских козырей - обаянием, сексуальностью. Героиня ее – работник прокуратуры, женщина с неустроенной судьбой, сухая, зажатая, неуверенная в себе, не имеющая права проявлять слабость, потому что сама расценивает это как проигрыш. А при этом, ведь надо еще быть и комедийной. Это невероятно сложно - через сколько слез и сложностей мы прошли, и как в результате все это удалось Наташе!
Вам не кажется, что выходка Анны, где она жестоко обжигает горячим шоколадом Романа Фрейдина, не оправдана и не очень вяжется с дальнейшим развитием образа героини? Ведь потом мы видим более мягкую Анну…
Скорее, не мягкую, а сдержанную. Ведь за эту выходку она получила по полной программе и поняла, что в этой ситуации нельзя проявлять свои эмоции. А поступок ее объяснялся тем, что Фрейдин оскорбил ее профессиональные качества и задел женское самолюбие.
Были другие кандидатуры на роль Фрейдина?
- Для меня не было. А до меня кастинг шел почти два года, и многие пробовались.
Эксперт Роман Фрейдин в сценарии уже был прописан таким необычным, экстравагантным?
-Таким и был. Потому Охлобыстин максимально отвечал всем требованиям…
Фрейдин, по сути, единственный быстро выходит на преступника. Получается, если бы он не стал консультировать прокуратуру, там бы провалили все дела, о которых повествуют 12 серий? Это реально?
- Вообще оценивать эту нашу историю с точки зрения реальности – утопия. Это же, по сути, типичный мультик для взрослых! Просто форма детективного расследования наиболее удобна, чтобы раскрывать персонажи, показывать психотипы. Ни в коей мере мы не претендовали на документализм и не стремились к натурализму. Хотя с нами в группе очень серьезно работали консультанты и эксперт-криминалист из Западного округа. И ведь детективная история не самоцель, - детективом сейчас невозможно удивить! Куда интереснее рассматривать людей, их характеры и взаимоотношения.
В начальных сериях чувствуется некоторая поспешность повествования, порой эклектичность, зритель не всегда успевает отследить логику происходящего. Но затем зрителя все более и более захватывает происходящее на экране. Такая неравнозначность серий - это результат того, что авторы сценариев разные?
- Да, но не только того, что авторы разные. И идеально привести все к общему знаменателю возможно, правда, потребуется больше времени. Кроме всего прочего, эта неравнозначность серий допущена специально: я убежден, что герои не сразу, а на протяжении фильма должны меняться, раскрываться, иначе какой смысл всей этой истории, да и любой истории вообще?
Менялся и герой Вани Охлобыстина - он становился мягче, сдержаннее, глубже, выразительнее в своем молчании. Менялся и метод съемки, и выразительные средства. К примеру, серия, где раскрывается Перницкий, который, наконец, получил долгожданную должность начальника, снята очень "кондово" и "домотканно", чтобы подчеркнуть, каким будет этот начальник и атмосфера в отделе. В этой серии нет даже Фрейда, и все работает на раскрытие образа Перницкого.
Каменкову для роли писательницы Волошиной вы нашли сразу?
- Да, и это тоже удача! Анна Каменкова - совершенно потрясающая актриса.
Интересны диалоги Волошиной и Фрейда. Два сильных интеллекта и характера… Что-то в диалогах менялось на съемках, или все было так написано заранее?
-Менялось постоянно, и не только в их диалогах.
Одна из актрис сказала, что с вами прекрасно работается - вы умеете создавать комфортную, почти домашнюю атмосферу на съемочной площадке. Как это вам удается?
-Просто я очень люблю и уважаю тех людей, с которыми работаю.
Знаю, что эпизод с невестой и женихом, чей автомобиль падает в реку, сделан за один дубль, и это был реальный «Мерс», который врезался в парапет и упал в реку. Разве существовала необходимость снимать все это натурально, а не комбинировать?
- Да. Это действительно были натуральные съемки на Набережной Тараса Шевченко, а в машине сидели каскадеры. Но это оправдано, потому что по эффекту результат не сравнить ни с самой роскошной компьютерной графикой, ни с комбинированными съемками.
Риск большой?
- Риск есть, конечно. Но он минимизирован, ведь этим занимались профессиональные люди. Велась серьезная подготовка в течение нескольких дней, а во время съемок на дно опускались водолазы, рядом дежурили несколько катеров, огромный кран с магнитной присоской, который в случае форс-мажора мгновенно способен выхватить машину из воды.
Вы нервничали?
- Очень нервничал. На площадке - почти 300 человек… Такого никто еще не делал до нас в России, это новый трюк. Кстати, у нас был побит еще один рекорд: сериал мы сняли быстрее, чем это возможно в нашей стране раза в два. А за рубежом снимают еще медленнее.
К концу фильма напряжение и драматизм все нарастают, и, похоже, при таком потенциале, сериал требует продолжения. Оно будет?
- Возможно. Мне уже поступали предложения. С одним сценаристом из прежней группы ведутся переговоры… Но сначала посмотрим, как оно будет написано.