Михаэль Ханеке - один из немногих режиссеров, кто призывает вдумчиво относиться к кино. По его словам, настоящее искусство должно порождать конфликт и быть искренним. Его задача – побуждать к поиску, заставлять думать, беспокоиться, волноваться. Во всех фильмах Ханеке звучит тема человеческого общения и связанных с ним трудностей. Режиссер не зря пытается заставить зрителя обратить внимание к проблемам общения. Он считает, что именно в личной жизни и семье зарождаются конфликты, которые могут привести общество к катастрофе.
Михаэль Ханеке появился на свет в Мюнхене 23 марта 1942 года в актерской семье. Во время Второй мировой войны в городе было неспокойно, поэтому семья переехала в австрийский городок Винер-Нойштадт. После окончания школы Ханеке поступил в Венский Университет, где изучал философию, психологию и театральное искусство.
В большое кино Ханеке пришел поздно. Долгое время он работал на телевидении, а также писал критические статьи в киножурналах. Три года Михаэль занимал должность редактора одного из телеканалов. С 1970 года он начал писать сценарии для телевизионных картин, а в 1974 снял свою первую короткометражную работу 'После Ливерпуля'.
За двенадцать лет, с 1974 по 1986 год, Ханеке снял для телевидения восемь фильмов. Параллельно он работал на театральных подмостках Мюнхена, Гамбурга, Берлина и Вены, где ставил произведения Гете, Стриндберга и Генриха фон Клейста.
Михаэль Ханеке дебютировал в качестве режиссера с картиной 'Седьмой континент' (1989), которая участвовала в конкурсной программе Кинофестиваля в Локарно. Уже в первой рабо
те режиссера проявилась свойственная для его творчества манера отчуждения. Рассказывая о семье, которая кончает жизнь самоубийством, Ханеке и не собирался что-то объяснять зрителю, он просто констатировал, показывал, фиксировал кинематографическую реальность.
В схожей стилистике снята и вторая работа режиссера – 'Видео Бенни' (1992). В фильме рассказывается о молодом парне Бенни, единственным развлечением которого является просмотр второсортных ужастиков и жестоких любительских съемок. В какой-то момент грань между экранным насилием и реальными убийствами стирается: Бенни становится виновным в смерти девочки. Проблематика второго фильма режиссера уже намного шире: в нем, кроме критики буржуазного мироустройства, можно найти предостережение к усиливающемуся в 90-х годах влиянию телепродукции на подрастающее поколение. Картина получила восторженные отзывы критиков и была удостоена приза FIPRESCI Европейской киноакадемии.
В 1997 году Михаэль Ханеке отправился на Каннский Кинофестиваль, чтобы представить свой новый фильм 'Забавные игры'. Тот, кто не внял пред
преждению о том, что из-за большого количества сцен насилия фильм не рекомендуется смотреть беременным и слабонервным, затем сильно пожалел. В числе тех, кто покинул зал во время просмотра, оказался и режиссер Вим Вендерс, который привез на фестиваль свою новую работу 'Конец насилия' (что очень символично). 'Забавные игры' стали самой обсуждаемой картиной в Каннах, однако Ханеке не получил ни одной награды.
Имя Михаэля Ханеке было у всех на устах, но его слава не распространилась за пределами Европы. В США режиссер стал известен после того, как переснял 'Забавные игры' (2008) на английском языке с голливудскими звездами. И не смотря на то, что обновленная версия сильно уступала оригиналу, Америка, наконец-то, познакомилась со скандальным режиссером.
В 2001 году вышла самая известная работа Ханеке – картина 'Пианистка', которая шокировала публику откровенными сценами секса и насилия. Снятая в типичной для режиссера мрачной стилистике, кинолента отличается невероятной депрессивностью. Так, известный философ и психоаналитик Славой Жижек назвал сцену близости между главными героями са
мой депрессивной в истории кино. В то же время этот радикальный фильм затрагивал важные проблемы сосуществования людей в обществе и сексуальной культуры. Благодаря глубокому философскому смыслу, а также сильному актерскому составу, 'Пианистка' с триумфом прошла по мировым кинофестивалям. В Каннах Ханеке был удостоен Гран-при, а исполнители главных ролей Бенуа Мажимель и Изабель Юппер – наград как лучшие актеры.
В своей следующей работе 'Скрытое' (2005) режиссер вновь наглядно демонстрирует хрупкость и призрачность видимого счастья. Снова беспечность семьи нарушается, когда один забытый эпизод прошлого вырывается наружу. Многие предрекали фильму 'Золотую пальмовую ветвь', но на фестивале в Каннах жюри решило иначе. Картина была отмечена премией FIPRESCI и наградой за режиссуру.
В последних фильмах Михаэля Ханеке прослеживается все та же мрачность и депрессивность, показан все тот же безразличный и жестокий мир, однако режиссер позволяет себе намного больше мягкости, нежности и сострадания. В фильме 'Белая лента' (2009) Ханеке исследует проблему истоков нацизм
: откуда взялась эта человеконенавистническая идеология и, что еще более важно, ее сторонники? Председательствовавшая на Каннском фестивале Изабель Юппер присудила картине главную награду – 'Золотую пальмовую ветвь'.
В 2012 году вышел фильм 'Любовь' – последний на сегодняшний день и наиболее камерный в творчестве режиссера. Картина рассказывает о пожилых супругах, учителях музыки, которые борются со своим главным врагом – старостью. Когда у жены случается удар, супруг начинает заботиться о ней, постепенно теряя рассудок из-за любви. Фильм ошеломил зрителей своей проницательностью, искренностью и потрясающей игрой актеров. Он стал обладателем 'Золотой пальмовой ветви', 'Оскара' и других престижных наград.
По словам Михаэля Ханеке, больше всего его интересует не насилие, а люди и их чувства. Изучая насилие, режиссер пытается понять зрителя. Изучая человека, он делает выводы о современном обществе. Всматриваясь в социум, он видит в нем насилие. Как видим, круг замыкается. Снимая очередной фильм, Ханеке, как тонкий философ и психолог, всего лишь выносит нам свой неутешительный вердикт