Незаурядные таланты певицы помогли Мэриан Андерсон добиться впечатляющих результатов. Возможно, женщина добилась бы большего успеха, не помешай ей собственный цвет кожи – или, вернее, нетерпимое отношение к чернокожим в её родной стране. Хорошо принята за рубежом, Андерсон все же вернулась домой – и в конечном итоге сумела отвоевать положенное уважение.
Родилась Мэриан в Филадельфии (Philadelphia), в семье торговца Джона Беркли Андерсона (John Berkley Anderson) и его супруги, Энни Делайлы Ракер (Annie Delilah Rucker). Мать Мэриан когда-то не получила специального образования; как следствие, преподавать в Филадельфии она не могла по закону – который, кстати, распространялся исключительно на чернокожее население. Мэриан была старшей из трех девочек; сестры её, Элис и Этель, впоследствии также стали певицами. Родители девочки были убежденными христианами и активно участвовали в местной церковной жизни; тетушка Мэриан родным не уступала – и именно ей довелось помочь девочке сделать первые шаги к будуще
й карьере. Отметив наличие у племянницы незаурядного вокального таланта, женщина предложила ей поучаствовать в работе церковного хора. Здесь Мэриан выступала как в одиночку, так и в дуэтах – нередко со своей тетушкой. В 6 лет Андерсон впервые начала зарабатывать своим пением.
После школы Андерсон подала заявку в Музыкальную Академию Филадельфии – где, увы, ей было отказано из-за цвета кожи. Не пожелав сдаваться, Мэриан начала учиться на частной основе у Джузеппе Богетти (Giuseppe Boghetti) и Агнес Рефснайдер (Agnes Reifsnyder).
В 1925-ом Андерсон ждал её первый прорыв – женщина выиграла конкурс Нью-Йоркской Филармонии. На правах победительницы М
риан получила право выступить вместе с оркестром; выступление прошло невероятно успешно, снискав певице мгновенную популярность. На протяжении следующих лет Мэриан активно выступала на американской земле; увы, расовые предрассудки сильно тормозили её успех. В 1928-ом Андерсон впервые спела на сцене Карнеги-Холл.
Не особо преуспев в Штатах, Андерсон отправилась в Европу – где приняли её весьма и весьма тепло. В начале 30-х Мэриан активно гастролировала по Европе, наслаждаясь отсутствием расовой нетерпимости американского масштаба. Летом 1930-го Андерсон встретила в Скандинавии (Scandinavia) финского пианиста Кости Веханена (Kosti Vehanen) – ставшег
впоследствии её регулярным аккомпаниатором и педагогом по вокалу. Кроме того, Мэриан познакомилась и подружилась с Яном Сибелиусом (Jean Sibelius).
Не забыла Андерсон и про Америку – в конце 30-х она давала порядка 70 концертов в год. Несмотря на свою популярность, победить расовую нетерпимость в полной мере Мэриан все еще не могла – ей отказывали в номерах в ряде отелей и не давали посещать некоторые рестораны. Нередко приют Мэриан давал сам Альберт Эйнштейн (Albert Einstein) – бывший ярым противником всякой расовой дискриминации.
В 1939-ом Мэриан Андерсон отказали в разрешении на организацию концерта для смешанной публики в Конституционном За
е DAR. В Вашингтоне в то время все еще цвела расовая сегрегация; черным посетителям пришлось бы сидеть исключительно на задних местах, да и положенных по закону раздельных туалетов для 'разнокожих' в этом здании не было. Шуму решение это произвело немало; особенно досталось организации 'Дочери Американской Революции' – отказ, собственно, и давшей. Из организации ушло несколько тысяч членов, считая и саму Первую Леди Элеанор Рузвельт (Eleanor Roosevelt); та, помимо прочего, разразилась гневным письмом, в котором категорически отказывалась принимать поведение организации. В конечном итоге было предложено альтернативное решение – президент Рузвельт, ис
олнительный секретарь Национальной Ассоациации Продвижения Цветных Уолтер Уайт (Walter White) и менеджер Мэриан Сол Юрок (Sol Hurok) выбили разрешение на проведение концерта на свежем воздухе на ступенях Мемориала Линкольна. Прошел этот во многих отношениях знаковый концерт 9-го апреля; лично на мероприятии присутствовало порядка 75000 человек, а по национальному радио выступление Мэриан слышали миллионы.
Во время Второй Мировой и Корейской войны Андерсон активно выступала перед войсками – в госпиталях и на военных базах. В 1943-ем ей наконец довелось выступить в Конституционном Зале – причем пригласили её все те же 'Дочери', что отказывали ей ран
ше. 17-го июля 1943-го Андерсон вышла замуж за приятеля своей юности, архитектора Орфея Фишера (Orpheus H. Fisher). После долгих усилий супруги купили себе участок земли, где Фишер построил довольно обширное поместье, со множеством отдельных сооружений (вроде специальной студии для вокальных тренировок супруги). Здесь Андерсон прожила почти 50 лет.
7-го января 1955-го Мэриан стала первой чернокожей певицей, выступившей в нью-йоркском Метрополитен-Опера. Исполняла Андерсон партию Ульрики (Ulrica) в 'Бале-маскарад' ('Un ballo in maschera') Джузеппе Верди ('Giuseppe Verdi'). Больше в этом театре Андерсон не появлялась ни разу, однако её все же включи
и в качестве постоянного члена в состав оперной труппы.
В 1956-ом свет увидел автобиографический труд Мэриан, 'My Lord, What a Morning'; книга стала бестселлером.
В 1965-ом Андерсон полностью оставила пение; впрочем, появляться на публике женщина не перестала. За свои многочисленные музыкальные заслуги и достижения Мэриан получила целый ряд престижных премий и наград; в числе их были Национальная Медаль Искусств, Золотая Медаль Конгресса и премия 'Грэмми'. В 1980-ом казначейство выпустило золотую медаль с её изображением; в 1984-ом Мэриан стала первым лауреатом премии Элеанор Рузвельт 'Human Rights Award'. Известно также, что Андерсон получила п
четную докторскую степень в университете Говарда, университет Темпла и колледже Смита.
В 1986-ом супруг Андерсон скончался. Сама Мэриан продолжала жить в семейной резиденции до 1992-го. В марте 1993-го женщина перенесла инсульт, а 8-го апреля 1993-го скончалась от сердечной недостаточности; на момент смерти Мэриан было 96 лет. Резиденция её позже была продана; впрочем, неравнодушные люди все же сумели сохранить студию, где Андерсон занималась. Сооружение позже было перемещено, восстановлено и открыто для публики; в дополнение к интерьерам самой студии гости могут полюбоваться фотографиями и меморабилиями, отражающими разные этапы карьеры Андерсон.