Популярные личности

Мэри Энн Шадд

Американский борец за права темнокожих
На фото Мэри Энн Шадд
Категория:
Дата рождения:
1823-10-09
Место рождения:
Уилмингтон , Делавэр, США
Дата смерти:
1893-06-05
Место смерти:
Вашингтон, США
Гражданство:
США
Читать новости про человека
Биография

Биография

В Виндзоре Шадд основала школу, доступную для учеников с любым цветом кожи, при поддержке Американской миссионерской ассоциации (American Missionary Association).


Мэри Энн Шадд Кэрри родилась 9 октября 1823-го в Уилмингтоне, штат Делавэр (Wilmington, Delaware). Ее отец Абрахам (Abraham) и мать Гарриет Шадд (Harriett Shadd) были свободными темнокожими гражданами. Мэри Энн была старшей в семье, где, помимо нее, воспитывалось еще двенадцать братьев и сестер. Ее отец-сапожник играл ключевую роль в функционировании 'Подпольной железной дороги' ('Underground Railroad'). Так называлась система переброски беглых темнокожих рабов. Мало того, Абрахам был агентом по подписке аболиционистской газеты 'The Liberator' Уильяма Ллойда Гаррисона (William Lloyd Garrison), основателя Американского общества борьбы с рабством (American Anti-Slavery Society).

Когда Шадд стукнуло десять, она и ее семейство переехали из своего дома в штате Делавэр в Уэст-Честер, штат Пенсильвания (West Chester, Pennsylvania), чтобы дети смогли получить образование в школе, которую предоставляло международное религиозное движение квакеров. В этом учебном заведении Мэри Энн оставалась шесть лет, прежде чем вернулась назад в Уилмингтон. В 1840-м Шадд вновь прибыла в Уэст-Честер и помогла открыть школу для темнокожих учеников. Она также преподавала в Норристауне, Пенсильвания (Norristown, Pennsylvania), и Нью-Йорке (New York City).

Когда Закон о беглых рабах (Fugitive Slave Law) 1950-го в Соединенных Штатах разрешил разыскивать и задерживать беглых рабов на землях, где рабство уже было отменено, Шадд и ее брат Айзек (Isaac) двинулись в Канаду (Canada) и поселились в городе Виндзоре, Онтарио (Windsor, Ontario). В Виндзоре Шадд основала школу, доступную для учеников с любым цветом кожи, при поддержке Американской миссионерской ассоциации (American Missionary Association).

Выступая за расовую интеграцию, Мэри Энн была втянута в публичный спор с Генри Биббом (Henry Bibb), признанным лидером темнокожей общины в Канаде. Газета Бибба, 'The Voice of the Fugitive', нападала на идеи Шадд и подрывала ее репутацию, и тогда в 1953-м она и Сэмюэл Рингголд Уорд (Samuel Ringgold Ward) открыли газету 'The Provincial Freeman'. Последняя просуществовала всего ничего, но через год Шадд и Уорд возродили 'The Provincial Freeman', которая на сей раз выпускалась на Кинг-стрит, Торонто (King Street, Toronto). Работа в газете не прекращалась до 1859-го – до моральной реформы, до решения проблем темнокожих собственными силами во время низвержения расовой дискриминации в Северной Америке (North America). 'The Provincial Freeman' была одной из самых читаемых газет среди темнокожего населения до Гражданской войны.

В конце концов, многие из членов ее семьи, включая отца и сестер, приехали к ней в Канаду. В 1856-м Шадд вышла за Томаса Ф. Кэри (Thomas F. Cary), парикмахера из Торонто, который участвовал в деятельности газеты 'The Provincial Freeman'. У пары родилось двое детей, Сара (Sarah) и Линтон (Linton), и семейство проживало в Чатеме, Онтарио (Chatham, Ontario). Мэри Энн продолжила работу в газете и обучала детей в школе. В 1858-м Джон Браун (John Brown), один из первых белых аболиционистов, провел секретное 'собрание' в доме ее брата Айзека. В 1861-м Шадд опубликовала работу 'Voice from Harper's Ferry', посвященную неудачной попытке Брауна захватить городок Харперс-Ферри (Harpers Ferry).

После смерти мужа в 1860-м Шадд и ее дети вернулись в Соединенные Штаты. После Гражданской войны она преподавала в школах для темнокожих в Уилмингтоне, прежде чем переехала в Вашингтон, где продолжила учить школьников и сама обучалась на юридическом факультете Гарварда (Howard University School of Law). В 1883-м Мэри Энн получила диплом юриста, став вторым темнокожим адвокатом-женщиной в США.

Шадд умерла в Вашингтоне 5 июня 1893-го.

Мэри Энн считала, что отдельные церкви, школы и сообщества для темнокожих, в конечном итоге, подрывают саму идею свободы и равноправия. Она выступала за равенство и интеграцию для темнокожих людей, за свободные публичные выступления, решение вопросов по уничтожению рабства и работорговли и т.д.



Поделиться: