В 1954 Мераб Константинович окончил Философский факультет Московского университета, а в 1970 году в Тбилиси защити докторскую диссертацию. Работал в Институте Философии РАН и читал лекции о Декарте, Канте и философии науки в МГУ.
Родился в Грузии в семье военного. Его мать была из рода учителей наследником Грузинского Престола. В 1954 Мераб Константинович окончил Философский факультет Московского университета, а в 1970 году в Тбилиси защити докторскую диссертацию. Работал в Институте Философии РАН и читал лекции о Декарте, Канте и философии науки в МГУ. В 1980 он переехал в Грузию, где работал в Институте философии и читал лекции о Прусте и феноменологии в Университете Тбилиси. За его лекторский талант и приоритет отдаваемый речи над письмом, его называли «Русским Сократом». Он написал всего одну книгу «Трактат о развитии знания», а все остальные труды представляют собой сборники его бесед, речей и интервью.
Основным предметом его изучения было соотношение между языком и сознанием. Последнее, согласно Мамардашвили, не является естественной способностью человека, а равно и не заимствуется им из окружающего мира, но оно возникает в последействии как ответ на запрос физического мира. «Философия – это сознание вслух», – говорит Мамардашвили. Таким образом, сознания является мета-физическим пространством языкового и социального со-бытия людей. Мамардашвили полагал, что сознание является актом человеческой экзистенции, в «Стреле познания» он говорит: «акт мышления соотносится с Бытием как трансцендентальным уровнем человеческого существования».
Философия, таким образом, не сводится просто к серии умозаключений, но вопрошает о бытии. «Как я понимаю философию, – говорит он, – она всегда задавалась одним вопросом: как можно помыслить то, что не представимо?» Поэтому цель философии состоит в философском акте, который является паузой, необходимой для сшивания прошлого, настоящего и будущего, восполнения бытия и рождения смысла. «Философский акт состоит в том, чтобы блокировать в себе нашу манию мыслить картинками. И когда мы убираем картинки и предметные референции из нашего сознания, мы начинаем мыслить». Акт философии представляет собой прерывание привычного дискурса, пауза, способная вскрыть новые языковые формы не явленных представлений. Рождение смысла Мамардашвили связывает именно с потерей привычной формы существования, с паузой в бытии.
Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. Москва, 1992;
Мамардашвили М.К. Картезианские размышления. Москва, 1993
Мамардашвили М.К. Лекции о Прусте. Москва, 1995
Мамардашвили М.К. Лекции по античной философии. Москва, 1997
Мамардашвили М.К. Эстетика мышления. Москва, 2000