Популярные личности

Мэл Уолдрон

Американский джазовый пианист и композитор
На фото Мэл Уолдрон
Категория:
Дата рождения:
1925-08-16
Место рождения:
Нью-Йорк, США
Дата смерти:
2002-12-02
Место смерти:
Брюссель, США
Гражданство:
США
Читать новости про человека
Биография

Биография

Американский джазовый пианист и композитор, уроженец Нью-Йорка (New York City). Как и у его современников, корни творчества Уолдрона лежат, главным образом, в таких жанрах, как хард-боп и пост-боп нью-йоркской клубной сцены 50-х годов, но со временем, он все тяготел к современному фри-джазу и композиции. Он известен своим диссонирующим звучанием аккордов и особым стилем игры, на который первоначально был вдохновлен манерой Телониуса Монка (Thelonious Monk).


Малколм Эрл Уолдрон родился 16 августа 1925 года в Нью-Йорке. После получения степени бакалавра со специализацией в музыке в колледже Квинс (Queen's College, New York), Мэл работал в Нью-Йорке в начале 50-х с саксофонистами Айком Квебеком (Ike Quebec), Большим Ником Николасом ('Big Nick' Nicholas) и ритм-энд-блюзовыми группами. С 1954 по 1956 год он часто работал с контрабасистом Чарльзом Мингусом (Charles Mingus) и был регулярным аккомпаниатором певицы Билли Холидей (Billie Holiday) с 1957 до ее смерти от цирроза печени в 1959 году. Он также руководил записью сессий для лейбла 'Prestige Records', для которого писал аранжировки и композиции, самая знаменитая из которых, возможно, 'Soul Eyes', стала одним из самых популярных в записи джазовых стандартов. После смерти Билли Холидей музыкант, в основном, руководил собственными группами.

Уолдрон обладал уникальным и мгновенно узнаваемым стилем игры - он использовал мощные и богатые аккорды в нижнем басовом регистре. Хотя Уолдорна сравнивают с Бадом Пауэллом (Bud Powell) и Телониусом Монком (Thelonious Monk) за диссонирующее звучание, его акцент на силу удара, текстуру и частое повторение одного и того же простого мотива, в отличие от линейн

ых и мелодичных импровизаций, придает тяжелый и меланхоличный оттенок его звучанию. Некоторые критики считают Уолдрона авангардистом, поскольку его манера сольных выступлений, которые, скорее, можно сравнить с потоком звука, чем с линейной мелодией, резко контрастирует с более традиционными и техничными музыкантами своего времени. Уолдрон стал чем-то вроде невоспетой легенды за его сверхъестественную способность играть очень медленно, глубоко и даже тревожно баллады, излучающие неподдельное горе, при этом пианист сидел совершенно неподвижно, с флегматичным видом и лицом, лишенным всяких эмоций.

Он часто записывался и как лидер, и как приглашенный музыкант, с Джоном Колтрейном (John Coltrane), Эриком Долфи (Eric Dolphy), Клиффордом Джорданом (Clifford Jordan), Букером Литтлом (Booker Little), Стивом Лейси (Steve Lacy), Джеки Маклином (Jackie McLean), Дональдом Бердом (Donald Byrd), Арчи Шеппом (Archie Shepp) и группой 'Embryo'.

Помимо выступлений, Уолдрон писал музыку для фильмов, среди них - 'Параллельный мир' (Cool World) и 'Квартира с тремя спальнями на Манхэттене' (Three Bedrooms in Manhattan), а также для театра и балета. В 1963 году пианист перенес серьезный нервный срыв, и ему

ришлось заново учиться своим навыкам, по-видимому, слушая собственные записи. После этого стиль игры Уолдрона чуть изменился – стал более спокойным и строгим, сочетая бибоп и авангардные мелодии и временами вплетая повторяющиеся мелодичные мотивы, используя почти бестелесные фигуры сопровождения.

После работы над фильмом в Европе (Europe) музыкант переехал туда в 1965 году на постоянное жительство, сначала жил в немецком Мюнхене (Munich, Germany), а в последние годы - в Брюсселе, Бельгия (Brussels, Belgium). Уолдрон выступал и записывался по всей Европе и в Японии (Japan), регулярно возвращаясь в Соединенные Штаты (United States). Его альбом 1969 года 'Free At Last' был первым релизом лейбла 'ECM'.

В 1973 году он работал с немецкой авангардной рок-группой 'Embryo' над альбомом 'Rocksession', состоящим из четырех грустных и неторопливых инструментальных композиций. В 80-х и 90-х пианист часто работал дуэтом со Стивом Лейси, играя свои собственные композиции и композиции Монка.

Уолдрон долго не обращал внимание на собственное здоровье, и, в конце концов, в 2002 году у него диагностировали рак. Он продолжал выступать до самой смерти. Музыкант скончался 2 декабря 2002 года в Брюсселе



Поделиться: