Популярные личности

Майкл Робертсон

Исполнительный директор, председатель и президент MP3.com
На фото Майкл Робертсон
Категория:
Гражданство:
США
Читать новости про человека
Биография

Молодая кровь

Одни из самых громких судебных разбирательств в области высокотехнологического бизнеса связаны с именами двух компаний, деятельность которых слишком ощутимо затронула интересы мощных звукозаписывающей и шоу-индустрии. Речь идет о MP3.com и Napster. В статье не будет подробно освещен ход событий - все они своевременно были отражены в разделе новостей <ИнфоБизнеса>. Мой рассказ, как обычно, - о людях, создавших и возглавивших популярные интернет-компании.


Исполнительный директор, председатель и президент MP3.com Майкл Робертсон утверждает, что никогда не собирался бунтовать против правил игры, принятых в звукозаписывающей индустрии. Однако, как ни странно, именно это он и сделал, запустив в прошлом году сайт MP3.com, бесплатно распространяющий звукозаписи в формате MP3. По словам Робертсона, его цель - "abra la puerta" (по-испански "открыть дверь"). Итак, он хотел "открыть дверь и круто изменить представление меломанов о том, как можно получить их любимую музыку".

За год с небольшим МР3.com превратилась из молодой невзрачной компании, к которой относились с пренебрежением из-за ее весьма скромных размеров, в очень популярный сетевой ресурс, чью бизнес-модель повторяют многие сайты, претендующие на звание коммерческих. Появилось множество новых серверов, дающих начинающим музыкальным командам возможность распространять свои композиции среди широкой интернет-аудитории. Кроме того, весьма активно распространением MP3-записей занялись известные онлайновые торговцы, например CDnow. Постепенно в сторону MP3 начинают посматривать и крупные звукозаписывающие компании. Такое положение дел сделало Робертсона одной из наиболее популярных фигур в онлайновом мире, но на этот раз - абсолютно по иной причине.

История эта началась в 1997 году, когда Робертсон, предприниматель из Сан-Диего, заметивший увеличение трафика на сайтах, распространяющих MP3-записи, за тысячу долларов приобрел малозначащее тогда название домена - MP3.com (его продал человек с инициалами М. Р.). При этом жена Майкла заявила, что платить столько денег за две согласные и одну цифру - чистой воды сумасшествие.

Несмотря на то, что Майкл купил этот сайт без реального бизнес-плана (первоначально там размещались статьи об артистах), MP3.com очень быстро стал популярным. Феномен MP3-записей в тот момент активно обсуждался широкой публикой, и сайт с его "говорящим" адресом привлекал миллионы путешествующих по Сети пользователей. Однако это было лишь начало. Широкую популярность сайту Робертсона принесла его борьба против истэблишмента музыкальной индустрии. Майкл умело играл на настроениях меломанов, жаждущих получить "дешевую" музыку, представляя MP3.com в качестве форпоста в борьбе за свободу в деспотичной империи, которую, понятное дело, составляли гиганты музыкальной индустрии. И его союзниками в борьбе с "узурпаторами" стали известный рэппер Чак Д. и киберученый Джон Перри Барлоу.

Империя по-своему ответила на деятельность Робертсона. В конце 1999 года Universal Music Group запустила сайт FarmClub.com, который обещал артистам возможность записываться под крылом Universal и открывал им путь к славе и деньгам - грозя при этом серьезно нарушить намерения MP3.com. Но это не испугало Майкла Робертсона. Вот как он описал свою позицию: "Мы не занимаемся устройством судьбы музыкальных ансамблей. Мы просто указываем им озеро, в котором водится очень много рыбы. Смогут ли они поймать что-нибудь, и что будут использовать в качестве наживки - их личное дело".

Робертсон никогда не претендовал на изысканность своих музыкальных пристрастий. Его целью было сохранить передовые позиции своей компании и увеличивать трафик. Поэтому в январе этого года среди разнообразных приложений, размещенных на MP3.com, появилась программа для конвертирования аудиозаписей в MP3-формат. Полученную копию можно было сохранить в личной директории на MP3.com. Кроме того, клиенты, покупающие компакт-диски у партнеров MP3.com, могли получить доступ к последним записям даже раньше, чем до них дойдет бандероль с пластинкой. Естественно, эти инициативы не могли не вызвать очередную вспышку гнева гигантов звукозаписи. Робертсон был готов к этому: "Вы уже купили компакт-диск и теперь можете делать с ним все, что пожелаете. Крупнейшие звукозаписывающие фирмы будут рассматривать это как узурпацию их власти, их права предоставлять музыку в цифровом формате". Робертсон не стал дожидаться, пока звукозаписывающая индустрия даст согласие на деятельность его компании. Он занялся "вытеснением упаковки" и открытием новых возможностей цифрового музыкального пространства.

В начале славных дел

Робертсона нельзя назвать скороспелым продуктом эпохи быстрорастущих "дот-комов". Его коммерческий опыт весьма обширен и, возможно, именно он обеспечил успех онлайновым проектам.

После окончания школы Майкл подрабатывал в колледже учителем информатики. В 1990 году он получил степень бакалавра гуманитарных наук по когнивистике (наука о мышлении). Его первая профессия - компьютерный консультант за 20 долларов в час. Одновременно Робертсон разрабатывал и продавал через Интернет программы для анализа безопасности информационных систем, но особого успеха этот вид деятельности ему не принес. Второй попыткой поймать удачу была компания Media Minds Inc., создающая программы обработки изображения для цифровой камеры. Майкл потерял на ней 200 тыс. долларов. Интернетовская деятельность Майкла Робертсона началась в 1996 году, когда он основал Z Company, чтобы объединить возможности поисковых технологий с коммерцией. Впрочем, и этот проект нельзя было назвать особо успешным. Удача улыбнулась Майклу, когда один из его сотрудников познакомил его с MP3 - технологией сжатия цифровых аудиозаписей. А в 1997 году начал работу сайт MP3.com. Последний очень быстро стал одним из самых популярных ресурсов в Интернете, на него ежедневно приходило более 250 тыс. человек. Компания MP3.com стала негласным центром "музыкального движения в формате МР3". Она работает с сотнями независимых фирм и с более чем 35 тысячами артистов, продвигая и продавая их записи. При помощи специальной программы под названием DAM - Digital Automatic Music артисты могут распространять свою музыку через Сеть. При этом гонорар они делят пополам с компанией, то есть получают 50% - неслыханный процент для артистов, привыкших к неумеренным аппетитам крупнейших звукозаписывающих студий. Посетители сайта MP3.com имеют доступ к музыкальной библиотеке, насчитывающей несколько тысяч записей, по качеству мало отличающихся от записей на аудиодисках. Благодаря такому новаторскому подходу к музыкальной индустрии различные представители средств массовой информации, включая CBS, Billboard, CNN, MTV, Wired, USA Today, SonicNet, Los Angeles Times, Washington Post, Rolling Stone и многие другие, изображают Робертсона лидером и авторитетным специалистом в области цифрового распространения музыки. Журнал BAM назвал Робертсона одним из 100 самых влиятельных людей в музыкальной индустрии.

2000 год

На первый взгляд, 33-летний Майкл Робертсон выглядит как типичный молодой бизнесмен. Конечно, он богат. Как и все люди в его положении, Майкл много работает и стремится к получению прибыли, любит играть в баскетбол, проводит время с детьми (у Майкла два сына). Но за этим "стандартным" обликом можно разглядеть другого, не столь размеренного Робертсона. Выбрав путь бунтаря (хотя на словах он декларирует обратное), он поневоле лишил себя покоя и отдыха. В отличие от благополучных собратьев по бизнесу, Майкла не приглашают выступать на политических съездах, - его вызывают на нелицеприятные беседы с судьями Нью-Йорка.

Выживание MP3.com - постоянная головная боль Майкла. С баснословными состояниями владельцев интернет-компаний всегда есть одна проблема: они слишком зависят от изменчивого индекса NASDAQ. И в один прекрасный день могут запросто испариться. Еще летом прошлого года MP3.com была на вершине успеха. Сайт, предлагавший пользователям Сети возможность бесплатно загрузить произведения независимых (не работающих ни на какую звукозаписывающую компанию) артистов, еще в ноябре 1998 года имел очень скромный бюджет. Первые инвестиции - около 11 млн. долларов - компания получила два месяца спустя, а еще через 6 месяцев, в июле 1999 года выпустила акции. Многие считали, что сайт Робертсона может изменить условия и способы донесения музыки до слушателей, лишив гигантов звукозаписывающей промышленности их преимуществ. Такой романтический взгляд на положение вещей предполагал, что Интернет даст возможность артистам делать музыку так, как они этого хотят, а слушателям - покупать записи на более гибких условиях и значительно дешевле. Уолл-стрит почувствовал запах революции, и вокруг акций MP3.com поднялся ажиотаж. За несколько недель состояние Робертсона увеличилось до 903 млн. долларов (11-е место в рейтинге Fortune среди самых богатых людей Америки в возрасте до 40 лет, 1999). Но уже в этом году состояние Робертсона составляет всего 234 млн. долларов. При этом стоимость акций MP3.com уменьшилась со 100 долларов до 7. Как возможно столь быстрое падение? Вот как это объясняет Робертсон: "Мои акции так пострадали, поскольку меня преследовали в судебном порядке сразу пять транснациональных компаний". Ему просто не повезло с врагами. В преддверии прошлогоднего разбирательства с Napster пять крупнейших в мире звукозаписывающих компаний - Sony, Universal Music Group, Warner Music, BMG Entertainment и EMI - подали в суд на MP3.com, обвинив последнюю в нарушении авторских прав. В отличие от Napster, компанию Робертсона никогда не обвиняли в содействии онлайновому пиратству. Музыкальные фирмы выражали неодобрение созданию баз данных, содействовавших работе My.MP3.com. Эти БД позволяли пользователям получать копии компакт-дисков, уже принадлежавших этим самым компаниям. В результате долгих разбирательств и передряг Майкла Робертсона обязали выплатить четырем компаниям 80 млн. долларов для получения разрешения на копирование записанной ими музыки. Как современно все начиналось, и как некстати сработали законы старой экономики.

То, что произошло с ценными бумагами MP3.com, волнует Робертсона, как говорит он сам, только в связи с судьбой его 300 сотрудников. На свою личную судьбу он не жалуется. Он признается, что деньги никогда не играли для него решающей роли. Отчасти Робертсон прав, так как принадлежащие ему 38% в MP3 гарантируют Майклу безбедное существование - что бы ни случилось. Однако изменения в судьбе компании волнуют Робертсона в буквальном смысле и днем и ночью. "Моя главная задача - добиться успеха для своей компании". Основным препятствием на пути к этому стали неприятности с законом. Большую часть 1999 года Майкл провел, давая показания. Вот как выглядят рассуждения Робертсона о его судьбе: "За год я прошел через все, с чем сталкивается за всю свою жизнь исполнительный директор: дела в суде, лишения, испытания". Но это еще не конец.

По мнению Робертсона, в наибольшей степени ценность компании составляют ее технологии. К тому же созданные MP3.com технологии - единственное, что звукозаписывающие фирмы не смогут отнять или продублировать. Но вряд ли это облегчит возврат компании Робертсона на прежние позиции. Ему еще предстоит окончательно уладить дела с музыкальными издателями и отстоять право на дальнейшее существование My.MP3.com. Кроме того, несколько звукозаписывающих компаний, в числе которых Sony и Universal, планируют предоставлять собственные услуги по онлайновой подписке на музыкальные записи - дабы предупредить возможные инициативы Робертсона. Майкл с отчаянием говорит о гигантах индустрии: "Пока они ведут с нами судебные тяжбы, сами занимаются тем же самым, что и мы! По сути, это подтверждение жизнеспособности идеи, но в то же время ее разрушение".

"Пушистик" в бейсболке

Napster (www.napster. com) - исключительно функциональное ПО без излишеств. Задним числом создание столь простого инструмента обмена музыкальными файлами кажется таким же очевидным, как и революционное "Эврика!". Умы, нацеленные на получение коммерческой выгоды, не могли додуматься до создания такого инструмента.

Napster - своего рода третий прорыв в истории развития ПО после VisiCalc (первая программа работы с электронными таблицами, ее место давно занимает Microsoft Excel) и Mosaic (родоначальник современных браузеров). Napster через несложный интерфейс дает пользователям Сети возможность предоставлять доступ к своим музыкальным файлам или скачивать чужие. Кроме того, Napster позволяет любителям музыки принять участие в онлайновых тематических форумах.

Napster - приложение, использующее Интернет как телекоммуникационный канал, и только. Более того, с помощью Napster пользователи обмениваются файлами между своими компьютерами напрямую, а не посредством серверов.

Нельзя сказать, что программирование Napster отняло много времени. Как утверждает его создатель, Шон Феннинг, он просто прочитал книгу по программированию. Гораздо сложнее было придумать концепцию. Итак, в чем же секрет? Почему программа, разработанная студентом первого курса бостонского Северо-восточного университета, которую может скачать из Сети любой пользователь, рассматривается музыкальной индустрией как нечто, подрывающее основы ее существования, настолько опасное, что Ассоциация звукозаписывающей промышленности Америки и 18 звукозаписывающих компаний подали на Napster в суд за нарушение авторских прав? Почему Шон Феннинг в свои 19 лет уже успел стать заклятым врагом музыкальной индустрии?

В 1980 году в Броктоне (Массачусетс) проживала большая семья Феннингов. Родители и восемь детей жили достаточно бедно. В то время Джону было 14 лет, а его старшей сестре, Коллин, 17. Однажды вечером их старший брат пригласил на вечеринку по поводу окончания школы местный ансамбль. По ходу концерта к дому подтянулось около 3 тысяч человек. Джон обошел толпу со шляпой в руках, чтобы собрать деньги для оплаты работы музыкантов. Это был его первый предпринимательский опыт. В ту же ночь, по словам Феннинга, Коллин сошлась с одним из участников группы, и через некоторое время на свет появился Шон. Правда, отец Шона, оказавшийся членом одной из богатейших семей в Массачусетсе, исчез из поля зрения. Со временем у Шона появилось еще три брата и сестра, и в семье, по его собственному признанию, всегда было тяжело с деньгами.

Но, к счастью для Шона, его дядя - ныне председатель и крупнейший акционер Napster - решил взяться за мальчика и помочь ему попытать счастья в жизни. Шон оказался способным мальчиком. Кстати, его за кудрявые волосы дразнили: Napster (Пушистик).

По окончании школы Шон рассчитывал поступить в Карнеги-Меллон, где у него к тому времени было много друзей, однако не прошел по конкурсу. Тогда он поступил в Северо-восточный университет, но учеба казалась Шону скучной. Отдушиной для Шона стал Интернет. От соседей по комнате в общежитии Шон заразился МР3-манией, приобщив к этим технологиям и дядю и забросив учебу. Тогда Джон предоставил ему возможность работать над собственным проектом - интернет-приложением для поиска МР3-файлов.

Работа захватила Шона, и он сидел за компьютером по 16 часов в сутки. Дядя не мог нарадоваться на его усердие. Помогали Шону сооснователь Napster Шон Паркер и программист Джордан Риттер, с которыми Феннинги познакомились через IRC. 1 июня 1999 года Шон представил бета-версию Napster. Юноша разослал ее нескольким десяткам своих друзей, с которыми он познакомился через Интернет, с условием, что они никому не расскажут о проекте. Естественно, от этого они не могли удержаться, и через несколько дней Napster загрузили 10-15 тысяч человек. Количество пользователей Napster до середины этого года хранилось в тайне. Сегодня компания называет цифру 20 миллионов. Причем первые 9 миллионов клиентов Napster сумел собрать всего за 6 месяцев, тогда как AOL на это понадобилось 12 лет.

Можно ли остановить Napster? Скорее всего, нет. Уже в ближайшее время технология достигнет такого уровня, что пересылаемый по электронной почте музыкальный альбом будет занимать объем не больше, чем документ Word. Все больше и больше людей будет слушать музыку не на проигрывателях компакт-дисков, а через компьютер - в МР3 или другом похожем формате. Уже сегодня существует множество сайтов, имитирующих Napster. Их деятельность уже ничто не остановит. Музыкальный и шоу-бизнес могут и впредь придерживаться своих традиционных правил, но одного нельзя изменить: в мире уже появился новый способ получения доступа к музыке.



Поделиться: