Американский режиссер Майкл Мур получил известность благодаря фильмам с острой политической сатирой. Он не только стал одним из самых успешных режиссеров документального кино, но и заставил общественность по-другому взглянуть на этот жанр.
Майкл Мур появился на свет в городке Флинт, штат Мичиган, 23 апреля 1954 года. После окончания школы Майкл поступил в местный университет, где обучался журналистике. В 1976 году он основал независимое издание 'Голос Флинта', редактором которого являлся до 1986 года.
Чтобы собрать деньги на свой первый фильм, Майкл сделал у себя дома что-то наподобие клуба для игры в бинго. Тогда он еще не знал, какое кино будет снимать. После закрытия компанией 'General Motors' предприятий во Флинте, у Мура возникла идея снять фильм о последствиях этого решения для жителей города. Так появился фильм 'Роджер и я' (1989), рассказывающий о социальной катастрофе маленького поселка. На протяжении всей картины Мур пытается встретиться с главой корпорации Роджером Смитом, чтобы рассказать ему о том, сколько людей 'General Motors' оставил без работы.
Сатира стала главным оружием Майкла Мура. Чтобы придать фильму комический эффект, режиссер использовал оригинальный монтаж – документальную хронику сменяли отрывки из телерекламы и второсортных фильмов. 'Роджер и я' завоевал невероятную популярность, наделав в 'General Motors' много шума: из компании были уволены некоторые служащие, а в пресс-службе произошли серьезные перестановки. К тому же, картина собрала хорошую кассу, что было редкостью для документального кино.
Воодушевленный таким успехом, Майкл Мур продолжил заниматься режиссурой. На эт
от раз он решил поставить художественный фильм в свойственной для себя сатирической манере. 'Канадский бекон' (1995) рассказывал историю об американском президенте, который, желая поднять свой рейтинг перед новыми выборами, объявляет холодную войну Канаде. Фильм вышел неудачным и полностью провалился в прокате.
Потерпев полное фиаско, Майкл Мур больше никогда не вернулся к игровому кино. В 1997 году вышла документальная лента 'Большая Америка', основой для которой послужила собственная публицистическая книга режиссера. В ней Мур обличает неолиберальную модель глобализации и критикует все крупные корпорации США. Фильм получил неплохие оценки критиков, однако повторить успех дебютной ленты режиссеру не удалось.
Всемирную славу Майклу Муру принесла следующая лента 'Боулинг для Колумбины' (2002), в которой он рассматривает причины страшных событий 1999 года в одной из школ штата Колорадо. Кровавая расправа, учиненная двумя старшеклассниками, вызвала огромный общественный резонанс во всем мире. По мнению Мура, причина трагедии кроется в самом американском обществе, которое живет в атмосфере тотального страха, нагнетаемого СМИ. И вину за это режиссер возлагает на власть и бизнес-корпорации, стремящиеся отвлечь людей от истинных проблем. В этой ленте Мур рассказывает о событиях с полной серьезностью, отодвигая сатиру. Картина завоевала невероятную популярность и бы
а удостоена 'Оскара' как Лучший документальный фильм. На Каннском кинофестивале Майкл Мур стал обладателем специального приза.
В 2004 году вышла самая скандальная работа автора 'Фаренгейт 9/11', в которой он критикует деятельность Джорджа Буша-младшего и говорит о его причастности к терактам 11 сентября 2001 года. В фильме также рассказывается о дружеских отношениях Джорджа Буша с семьей Усамы бен Ладена. Картина наделала много шума, а ее прокат сопровождался скандалами. 'Фаренгейт 9/11' стал самым кассовым документальным фильмом в истории кино, собрав более 200 миллионов долларов. Он получил 22 кинопремии, в том числе 'Золотую пальмовую ветвь'. Многие издания писали, что на премьере в Каннах овации не стихали около 20 минут, что тоже является своеобразным рекордом.
Майкла Мура обвиняли в сознательном раздувании скандала с целью привлечь внимание ведущих кинокритиков. На это режиссер ответил, что говорить так могут лишь трусы, боящиеся увеличения налогов. По словам Мура, его фильм ориентирован на те 50% людей, которые игнорируют выборы. К ним относится рабочий класс, необразованная молодежь, одинокие матери, большинство афроамериканцев. Все они, по мнению автора, как были бедными, так и остались.
На этом критика Майкла Мура не закончилась.
В 2007 году вышел его документальный фильм 'Здравозахоронение', рассказывающий о системе здравоохранения в США. В нем режиссер в своей привычно
сатирической манере говорит о недееспособности страховой медицины, которая не может предоставить помощь тысячам простых людей. Картина частично снималась на Кубе, из-за чего разгорелся скандал. В США существует запрет на посещение Острова Свободы, поэтому в отношении Мура было начато расследование.
Чтобы привлечь молодых американцев к участию в выборах нового президента, Майкл Мур снял картину 'Восстание бездельников' (2008). Через год появилась еще одна лента режиссера 'Капитализм: История любви' (2009), рассказывающая о мировом финансовом кризисе. Эти фильмы не имели большого успеха, хотя были приняты киносообществом достаточно тепло.
Кроме режиссуры, Майкл Мур активно выступает на телевидении. Также он является автором нескольких видеоклипов, в числе которых ролики на композиции 'Boom!' известной группы 'System of a Down' и 'Sleep Now in the Fire' леворадикального коллектива 'Rage Against the Machine'. Сотрудничая с последними, режиссер даже подвергался аресту. Почти каждому появлению фильма предшествует книга, в которой Мур рассматривает актуальные проблемы американского общества.
Поставив на службу документального кино острую социальную и политическую сатиру, Майкл Мур добился успеха, которого не достигал еще ни один документалист. Режиссер показал, что неигровое кино тоже может быть наполненным и осмысленным и способно будоражить умы людей не меньше, чем художественные фильмы