С 1770-х годов творения Казакова во многом определяли характер новой московской архитектуры. Первым монументальным памятником классицизма в Москве явилось здание Сената в Кремле (1776–1787): треугольный по плану «храм Закона» великолепно вписался в средневековое окружение благодаря композиционной перекличке купола ротонды главного зала с кремлевскими башнями.
КАЗАКОВ, МАТВЕЙ ФЕДОРОВИЧ (1738–1812), русский архитектор. Родился в Москве осенью 1738 в семье мелкого чиновника, бывшего моряка. Учился в московской архитектурной школе Д.В.Ухтомского (1751–1760), работал в его «команде». В 1768–1774 – помощник Баженова (оказавшего на него основополагающее влияние
) в Экспедиции Кремлевского строения; получив звание архитектора, возглавлял Экспедицию в 1775–1801.
С 1770-х годов творения Казакова во многом определяли характер новой московской архитектуры. Первым монументальным памятником классицизма в Москве явилось здание Сената в Кремле (1776–1787): треуго
льный по плану «храм Закона» великолепно вписался в средневековое окружение благодаря композиционной перекличке купола ротонды главного зала с кремлевскими башнями. Ротонда становится важным элементом в творчестве Казакова, определяя, в частности, композицию церкви Филиппа Митрополита (1777–1788). О
барокко в обоих случаях (и в главном зале Сената, и в данном храме) напоминает пластичный архитектурный декор интерьеров. Более резкий, чем у Баженова, контраст строгой внешности здания и пышного интерьера входит в число характерных приемов Казакова.
Преображая целые районы города, Казаков прое
ктирует университет на Моховой (1782–1793, перестроен Дж.Жилярди после пожара 1812) и Голицынскую больницу на Калужской (1794–1801). Его замыслы воплощены в домах-усадьбах или городских дворцах Голицына (1770-е годы), Демидова (1779–1791), Губина (1790-е годы), Барышникова (1797–1802), разнообразных
по композиции, с парадными колонными портиками. Особой роскошью декора выделяются полихромные «Золотые комнаты» Демидовского дворца в Гороховом переулке. Но наиболее совершенным среди интерьеров Казакова по праву считается Колонный зал Благородного собрания (ныне Дом Союзов, 1775), получивший свой
нынешний вид – с величественной коринфской колоннадой и эффектными распалубками над верхними окнами, – в 1790-е годы. Особое место в творчестве Казакова занимает неоготика (живописный красно-белый Петровский подъездной дворец Екатерины II, 1775–1782; ныне Военно-воздушная академия имени Н.Е.Жуковско
го).
Среди сотрудников и учеников Казакова (в 1805 его кремлевская Экспедиция получила статус архитектурного училища) были О.И.Бове, И.В.Еготов, Р.Р.Казаков и другие. В 1801 мастер вышел в отставку по болезни. Был увезен родными из столицы, когда к ней приближались наполеоновские войска. Умер Ка