Один из наиболее выдающихся итальянских теноров конца 18-го века; также известен как преподаватель пения и сценического искусства.
Родился Маттео Бабини в Болонье (Bologna); первые уроки музыки он брал в родном городе, вместе с Арканджело Кортони (Arcangelo Cortoni). Впервые выступил перед широкими массами Маттео в 1770-м (по другим источникам – 1771-м), в Модене (Modena); на тот момент тенору не было еще и 18 лет. Что именно и
сполнял Бабини на своем первом выступлении, сейчас сказать трудно; вероятнее всего, это была обновленная версия 'Деметрио' ('Demetrio') Джованни Паизиелло (Giovanni Paisiello). Некоторое время Маттео активно выступал в различных театрах Италии – в том числе и в легендарном венецианском Сан-Бенедетто
(San Benedetto); в период между 1777-м и 1781-м он обручился, был представлен немецкому двору и отправился работать в Санкт-Петербург. Пел в России Маттео по большей части творчество все того же Паизиелло; именно в Санкт-Петербурге ему довелось попробовать силы в целом ряде новых жанров – в том чис
ле и в комическом. Из России Маттео отправился странствовать по континенту; путь его пролегал через крупнейшие мировые столицы – Лиссабон (Lisbon), Мадрид (Madrid), Вены (Vienna) и Лондона (London). Выступления тенора пользовались неизменным успехом – одной из самых удачных стала партия в премьерной
постановке Луиджи Керубини (Luigi Cherubini) 'Джулио Сабино' ('Giulio Sabino').
В 90-х годах 19-го века Бабини продолжал выступать на территории Италии; среди знаменательных его партий того времени следует упомянуть роль в очередной премьерной постановке – на сей раз, оперы Доменико Чимарозы (Dome
nico Cimarosa) 'Горации и Куриации' ('Gli Orazi e i Curiazi'). Тогда Маттео просто блестяще справился с ролью злобного Марка Горация (Marcus Horatius) и в очередной раз завоевал сердца слушателей.
В 1803-м Маттео оставил сцену и ушел на заслуженный отдых; впрочем, даже и после ухода на пенсию его п
ериодически привлекали на премьерные показы различных постановок. Услуги Маттео ценили виднейшие композиторы того времени – вроде Николло Дзингарелли (Niccolò Zingarelli) и Фердинандо Бертони (Ferdinando Bertoni).
На пике своей карьеры Бабини выступал по большей части в Венеции; на пенсию, одн
ако, он предпочел отправиться в родную Болонью. Полностью с музыкой Маттео не расстался – почти прекратив петь, он начал учить секретам вокального мастерства других. Педагогом Бабини оказался довольно неплохим – среди его учеников особо следует упомянуть известнейшего итальянского композитора Джоакк
ино Россини (Gioachino Rossini).
Скончался Маттео Бабини в Болонье, 22-го сентября 1816-го; на момент смерти ему было 62 года. Считается, что именно Маттео сыграл ключевую роль в возрождении выразительного стиля оперного пения – к концу 18-го века оно успело порядком сдать позиции в пользу вокальны
х чудес, которые выдавали популярные тогда певцы-кастраты. Бабини особых чудес голосом выдавать не мог – его баритон был довольно узким по диапазону и более-менее уверенно Маттео мог работать лишь в одной октаве.
Одним из важнейших достижений Бабини стала популяризация и возрождение оперной роли пе
вца-актера; его бурная энергетика, реалистичная игра и невероятное умение вжиться в роль навсегда покорили сердца слушателей. Маттео так изящно воплощал в жизнь образы обычных людей и достоинства и недостатки своих героев, что на недостатки его голоса уже никто не обращал внимания. Продемонстрировав