До исследований этого ученого психология как наука существовала уже без малого два века, однако все эти годы занималась, в основном, изучением человеческих проблем. Селигман первым предложил в качестве темы исследования положительные аспекты человеческой психики – позитивные черты характера, положительные эмоции и социальные структуры, которые повышали бы уровень счастья в этом мире.
Мартин Селигман (Martin Seligman) – американский психолог, преподаватель и автор множества книг, основатель одного из последних направлений психологической науки – позитивной психологии. Теория выученной беспомощности, сформулированная Селигманом в 1967 году и отмеченная премией Американской психологической ассоциации, пользуется большой популярностью среди ученых и клинических психологов. Селигман регулярно входит
в число двух-трех десятков наиболее часто цитируемых психологов 20-го столетия.
В настоящее время он занимает должность профессора психологии на факультете психологии Пенсильванского Университета, где и сам когда-то учился. До этого он руководил программой клинического обучения на факультете, сейчас же возглавляет Центр позитивной психологии университета. В 1998 Селигман был избран президентом Американской псих
ологической ассоциации. Он основатель и главный редактор электронного журнала 'Prevention and Treatment Magazine', а также член консультативного совета журнала 'Parents'. Среди книг Селигмана о позитивной психологии, переведенных на русский язык - 'Оптимизм, которому можно научиться' (1991), 'Что вы можете изменить и чего вы не можете' (1994), 'Оптимистичный ребёнок' (1995), 'Подлинное счастье' (2002).
Селигман
родился 12 августа 1942 года в Олбани, штат Нью-Йорк (Albany, New York), учился сначала в государственной школе, затем в элитной школе для мальчиков Академия Олбани, одной из самых старых школе в Америке. В 1964 Мартин окончил Принстонский Университет со степенью бакалавра по философии с отличием, и в свой последний студенческий год ему пришлось выбирать между несколькими интересными предложениями. Оксфорд предлага
л ему стипендию для изучения аналитической философии, Пенсильванский Университет желал заполучить сей светлый ум для исследований по экспериментальной психологии животных, и Селигман выбрал Пенсильванию. В 1967 он защитил докторскую степень по психологии и уже имел к этому моменту внушительный список собственных исследований.
В том же году в Пенсильванском Университете стартовали эксперименты Селигмана, которые
легли в основу его теории выученной беспомощности. Неожиданно для себя Селигман с коллегами обнаружили что поведение собак в ходе эксперимента с ударами током было совершенно противоположно тому, которое ожидалось согласно теории бихевиоризма, ведущей психологической теории того времени. Дальнейшие исследования на животных и на людях показали, что действительно существует такое психологическое состояние, при которо
м человек или животное учится бездействовать в тяжелой ситуации – даже если на самом деле у них есть возможность изменить неприятные или даже болезненные обстоятельства. Впрочем, некоторые подопытные, несмотря на неудачи, раз за разом пытались изменить ситуацию. Наблюдая за ними, Селигман совершил второе самое значимое свое открытие, сформулировав теорию сознательного оптимизма, из которой вышла вся современная поз
итивная психология.
Селигман – заядлый игрок в бридж, он регулярно принимает участие в крупных турнирах и выиграл более пятидесяти региональных чемпионатов. У него семеро детей, четыре внука и три собаки. Мартин и его вторая жена Мэнди (Mandy Seligman) живут в трехэтажном особняке, в котором когда-то жил знаменитый дирижер Юджин Орманди (Eugene Ormandy). Трое из пяти их общих детей обучались дома, а не в школе.