Он изучал философию и психологию, а затем подался в 3D-аниматоры, прежде чем окончательно нашел свое предназначение – и остановился на фотографии.
Основной интерес Мартина – отношения между человеком и животными. Хотя его образы немного мрачные, улавливающие наше латентное, надзирательное или равнодушное отношение к животным, его работы при пристальном рассмотрении начинают источать тонкий юмор.
Асборн часто берет на себя редакторские обязанности или занят работой в рекламной области; его произведения постоянно фигурируют в журналах международного уровня. Он был замечен в групповых и сольных показах в различных уголках мира, в том числе в Национальной портретной галерее Лондона (National Portrait Gallery London). В настоящее время Асборн опубликовал четыре своих книги.
Мартин живет и работает в Лондоне. Он изучал философию и психологию, а затем подался в 3D-аниматоры, прежде чем окончательно нашел свое предназначение – и остановился на фотографии.
Один из его циклов работ носит название 'The Silence of Dogs in Cars' (прим. 'Молчание собак в машинах'). Асборн рассказал о том, как однажды, будучи совсем маленьким, его родители оставили его одного в машине. По его словам, ему было тогда около 4 лет. Его родители, вероятно, вышли за покупками в супермаркет, и он просидел в одиночестве всего минут 15. Но это время показалось ему вечностью; малыша Мартина обуял страх – он по-настоящему испугался, что может остаться в полном одиночестве навсегда.
Пережитый опыт помог Асборну понять, что именно такие ощущения – тотальной заброшенности и одиночества – испытывают собаки, когда их хозяева оставляют их запертыми в автомобилях. Вообще, свое глубокое родство с животными Мартин начал чувствовать в раннем детстве. Как-то раз он увидел документальный фильм, в который были включены кадры, как собаку кладут в полиэтиленовый пакет и буквально выпинывают. Больше всего Асборн был потрясен тем, что та несчастная собака никак не могла возразить на такое обращение.
Когда Асборн только готовил проект 'The Silence of Dogs in Cars', он знал, что фотографии получатся грустными, даже отчасти мрачными. В некотором смысле он пытался вновь вернуться в свою машину, где его оставили в детстве, и снова пережить тот опыт. Однако на выходе реакции собак оказались куда более разнообразными: некоторые грустили, некоторые томились в ожидании, в то время как другие казались рассерженными или совсем удрученными. Сам Мартин сравнивает такой эффект с удивлением от открытия коробки простых карандашей серого цвета, оттенков которого оказывается неимоверное множество.
В другом своем цикле, 'Nice to meet you - I'm fine' (прим. 'Приятно познакомится – Я в порядке'), фотограф пытается ответить на вопрос, что происходит с оголенными нервами, с болезненными реакциями и эмоциями, которые человек пытается спрятать? Гнев, рассеянность, неуверенность, робкая надежда. Какие стратегии использует человек, чтобы скрыть все это от самого же себя? Он прячется за маску вежливости, высокомерия, полного отсутствия интереса?
Однако на эти вопросы у Асборна отвечают собаки. В каждом изображении из этой серии использовался особый фон, будь то запотевшее стекло, небольшое задымление, струящийся свет или вообще плотный материал. Почти все собаки-модели были брошенными, не готовыми к съемкам, часто с агрессивным настроем. К работе даже был подключен один волк.
Как и в цикле 'The Silence of Dogs in Cars', животные вновь оказались внутри автомобилей. Присутствующие в кадре клыки были призваны отразить невысказанную, инстинктивную сторону человеческой природы. По своим личным наблюдениям Асборн заметил, что собаки, наряду с некоторыми другими животными, способны передавать чувства самым непосредственным образом, хотя и лишены способности говорить.
И одновременно с этим проект 'The Silence of Dogs in Cars' рассказывает о скрытой боли животных и об их невысказанных потребностях, которые для многих людей остаются незамеченными.