Афоризмы Маршала Маклюэна прочно вошли в западный менталитет и культуру. Маклюэн предсказал эффект воздействия телевидения на общество, суть и природу рекламы, а также сорок лет назад описал изменения в обществе, которые наступили с появлением Интернета.
Писатель Том Вульф однажды сказал, что считает Маклюэна самым выдающимся мыслителем, стоящим в одном ряду с Ньютоном, Дарвином, Фрейдом, Эйнштейном и Павловым. Канадский премьер-министр Пьер Трюдо говорил: «Я думаю, что он обладал интуицией гения». Афоризмы и высказывания Маклюэна, такие как «The medium is the message» («носитель информации является самим посланием (сообщением)» и «Global village» («глобальная деревня») прочно вошли в западный менталитет и культуру. Маклюэн предсказал эффект воздействия телевидения на общество, суть и природу рекламы, а также сорок лет назад ясно описал изменения в обществе, которые мы увидели совсем недавно, вместе с появлением Интернета.
Маршалл Маклюэн — один из самых выдающихся теоретиков XX в. в области культуры и коммуникаций. Он сам был превосходным изобретательным коммуникатором, легко умевшим наводить мосты между наукой и массовой культурой. Результаты его деятельности в торонтском Центре культуры и технологии принесли ему научную славу и сделали его в 1960-х гг. одной из знаковых фигур поп-культуры. Его работы, посвященные взаимосвязям культуры и коммуникаций, оказали значительное влияние на рекламную деятельность; в двух его самых известных книгах «The Mechanical Bride» («Механическая невеста») и «Culture is Our Business»(«Культура — наш бизнес») основное внимание уделялось вопросам рекламной индустрии. Его работы оказывали и продолжают оказывать значительное влияние на ход дискуссий по проблемам глобализации.
М. Маклюэн приобрел известность благодаря двум своим выражениям: «глобальная деревня», подразумевающего растущую тенденцию к общемировой культурной конвергенции, и «носитель информации является посланием (сообщением)», учитывающего влияние технологии на коммуникации. Он стремился к распространению заложенных в них идей различными способами. Его книги часто являются практическим выражением мысли о том, что «носитель информации является посланием»; иллюстрации, фотографии и необычные схемы подачи материалов дополняются в них высказываниями психологов, социологов и таких писателей, как Джеймс Джойс и Томас Элиот. Критики утверждали, что его работы не отличаются новизной и что их основные темы уже были разработаны другими авторами.
Герберт Маршалл Маклюэн родился в 1911 г. в городе Эдмонтоне, в канадской провинции Альберта. После получения степеней бакалавра и магистра в Университете Манитобы он защитил докторскую диссертацию в Гарварде и в 1936 г. получил первую преподавательскую должность в Висконсинском университете. Затем он преподавал в Университете Сент-Луиса, а после возвращения в Канаду в 1946 г. — в Торонтском университете.
Впервые имя М. Маклюэна получило известность после выхода в свет в 1951 г. книги «The Mechanical Bride», посвященной американской рекламной индустрии. В 1952 г. М. Маклюэн стал профессором, а в 1953-1955 гг. руководил семинарами по проблемам культуры и коммуникаций, организовывавшимися Фондом Форда. Затем он заинтересовался влиянием новых технологий на медиа-средства; результатом этого увлечения стало появление в 1962 г. книги «The Gutenberg Galaxy» («Галактика Гутенберга»). В 1963 г. М. Маклюэн основал Центр культуры и технологии при в Торонтском университете.
Международную известность принесла ему публикация книги «Understanding Media» («Понимание медиа») (1964) и в 1960-1970-х гг. М. Маклюэн начал приобретать все большее влияние как теоретик проблем взаимосвязи культуры, медиа и технологий, а также автор публикаций по данной тематике. Свыше дюжины книг и сотни статей М. Маклюэна были посвящены вопросам технологии («War and Peace in the Global Village» («Война и мир в глобальной деревне»)), искусства («Through the Vanishing Point» («Через нулевую отметку»)) и рекламы («Culture is Our Business» («Наш бизнес — культура»)). Он консультировал многих мировых лидеров, включая Джимми Картера и Пьера Трюдо, а в 1975 г. был назначен Ватиканом советником Комиссии по проблемам социальных коммуникаций. М. Маклюэн получил множество престижных званий и наград, в том числе он являлся членом Королевского научного общества Канады (1964) и кавалером Ордена Канады (1970). Он умер в 1980 г. в период работы над несколькими книгами и подготовки к выступлению на крупной международной конференции в США.
В работах М. Маклюэна прослеживаются три основные темы. Первая посвящена рассмотрению концепции искусства как процесса познания, имеющего отношение к символическим средствам, которые присутствуют в различных визуальных обращениях — от произведений искусства до рекламы. Вторая тема связана с использованием технологий как способа расширения возможностей человека; ее суть состоит в том, что содержание любого послания неизбежно испытывает на себе влияние технологии, использованной для его распространения. Третья тема определяется убежденностью М. Маклюэна в том, что процесс человеческого развития прошел через две эпохи, примитивную и индустриальную, или «типографскую», и вошел в третью — технологическую.
То, что М. Маклюэн в своей первой, посвященной рассмотрению искусства как процесса познания, работе основное внимание уделил проблеме рекламы, является типичным для его подхода к поискам взаимосвязей между искусством и поп-культурой. В «The Mechanical Bride» он проанализировал несколько образцов печатной рекламы, демонстрируя наличие в каждом из них символических элементов. Его вывод заключался в том, что реклама становится разновидностью фольклора; он возвращается к этой теме в «Culture is Our Business», где описывает рекламу как «пещерное искусство двадцатого века». Однако отношение ученого к рекламе не было однозначно положительным:
«Наше время является первой эпохой, в которой многие тысячи прекрасно образованных индивидов сделали своим постоянным занятием проникновение в коллективный общественный разум. Целью такого проникновение является осуществление манипулирования, эксплуатации и контроля. Его замысел состоит в создании принуждения, а не условий для осознанных действий. Удержание каждого человека в беспомощном состоянии, порожденном продолжительной ментальной привычкой, является результатом как рекламы, так и развлекательных мероприятий (1951: v).»
Создание «Understanding Media» ознаменовало начало разработки М. Маклюэном второй его главной темы — о влиянии технологии на медиа-средства. Анализ начинался такими словами:
«В культуре, подобной нашей, давно привыкшей к дроблению и разделению всех вещей как средству контроля, иногда кажется несколько шокирующим напоминание о том, что в реальной действительности сам носитель информации является посланием. Проще говоря, личностные и социальные последствия использования любого медиа-средства, т. е. любого расширения нас самих, являются результатом применения новой системы исчисления, которая вводится в нашу жизнь путем развития нашей личности или любой новой технологии».
Далее М. Маклюэн описывает негативные и позитивные эффекты проявления этого правила. Например, автоматизация заменяет человеческий труд; но она также создает для людей новые роли в отношении их прежней работы, заменяя связи, разрушенные машинной революцией. Тот же вывод делается и в отношении медиа-средств; человечество, используя печатный станок, совершило переход от устной культуры к письменной, однако телевидение и радио вновь вернули людей к устной культуре.
Концепция кругового процесса, или возвращения человечества к прежним формам существования с помощью новых технологий, составляет суть третьей темы работ М. Маклюэна. «Если технология И. Гутенберга воспроизвела древний мир и сбросила его на колени Ренессанса», — писал М. Маклюэн, — то электрические технологии воспроизвели первобытный и архаический миры, прошлое и настоящее, частное и корпоративное и бросили их на порог Запада для обработки«.
Возможно, наилучшее резюме основных идей Маклюэна можно найти в книге «Laws of Media» («Законы медиа»), опубликованной через несколько лет после его смерти. Первоначально он собирался подготовить второе издание «Understanding Media», но затем его исследование вышло за рамки исходной книги. В этой работе М. Маклюэн установил четыре фундаментальных принципа и дал уточнение их особенностей для коммуникаторов, действующих в каждой из областей, включая и рекламу. Эти принципы были сформулированы следующим образом:
1. Каждая технология расширяет возможности определенного органа или определенной способности пользователя.
2. Когда одна из областей ощущения усиливается или интенсифицируется, другая ослабляется или подавляется.
3. Каждая форма, доведенная до предела своих возможностей, изменяет свои характеристики.
4. Содержанием любого медиа-средства является более старое средство (т. е. новое средство передачи включает в себя все более старые формы).
Обычно, формулируя эти «законы», М. Маклюэн настаивал на том, что определение «закона» соответствует тому, которое было дано К. Поппером: научный закон устанавливается таким образом, чтобы обеспечить возможность его фальсификации. М. МакЛюэн хорошо понимал, что придет время, когда восприятие законов изменится, а к его теориям будут относиться как к устаревшим.
С. Нейл отмечал, что критиковать идеи М. Маклюэна довольно трудно, так как его репутация настолько высока, что оказывает значительное воздействие на их восприятие людьми. В определенной степени М. Маклюэн был живым доказательством того, что медиа-средство является посланием: настолько трудно отделить этого человека от его идей. Сам С. Нейл резко критиковал многие из теорий М. Маклюэна как научно не доказанные, а возможно, и недоказуемые. Он утверждает, что «Laws of Media», возможно, является наилучшей книгой М. Маклюэна, так как в ней в ней имеются свидетельства лежащих в основе теорий ментальных процессов.
Дж. Кертис отмечает, что многие из теорий М. Маклюэна выдвигались другими авторами (Curtis, 1978). Несомненно, что идея о глобальной деревне была высказана Л. Мамфордом в рамках его концепции «единственного в мире человека» (Mumford, 1961). В то же время теории искусства и значений Дьердя Лукача и Франко Фортини весьма напоминают развивавшиеся М. Маклюэном концепции. Его исторические теории возвращают нас к модели истории как процесса Генри Бергсона.
Подобно большинству модернистов, М. Маклюэн во многом переоценивал непосредственное влияние печатных изданий и недооценивал распространение рукописного слова в эпоху, предшествовавшую появлению И. Гутенберга; в результате он обращал большее внимания на технологии в ущерб необходимому для их использования образованию. На самом же деле главным препятствием для ассимиляции письменности был недостаток образования, а не технология. Его внимание к роли медиа-средств означало, что иногда М. Маклюэн игнорировал влияние других типов технологии; революция в средствах передвижения внесла столь же весомый вклад в создание глобальной деревни, как и революция средств связи. Интересно отметить, что М. Маклюэн не смог предвидеть развития компьютерной революции, обеспечившей людям возможности манипулировать медиа-сред-ствами как до их получения, так и в момент их приема. От представления о медиа-средстве как о послании мы переходим к парадигме, в которой средством передачи информации является зритель.
Как уже отмечалось, четко заявленное М. Маклюэном представление о взаимном влиянии коммуникаций и культуры не утратило своего значения и по сей день. Его взгляды по прежнему дают богатую пищу дискуссиям по проблемам глобализации; многим обязаны М. Маклюэну такие приверженцы данного направления, как Т. Левитт. Вот как резюмировал влияние ученого на рекламную индустрию Б. Дэй: «М. Маклюэн сообщает что-то, что воспринимает лично для себя каждый хороший специалист по рекламе, хотя и редко подходит к чему-либо с подобной степенью формализации». Представление о том, что используемые медиа-средства могут оказывать большее влияние, чем само послание, является жизненно важным для рекламодателей. Б. Дэй выделяет в работах М. Маклюэна пять чрезвычайно важных для рекламодателей моментов:
1. Реклама должна вызывать интерес во внешней среде.
2. Рекламодатели должны пытаться предсказать состояние внешней среды.
3. Каждое медиа-средство должно использоваться там, где его применение будет наиболее эффективным.
4. Аудитория, насколько это возможно, должна участвовать в процессе.
5. Изображение должно всегда сообщать «реальную» историю.
Взгляды М. Маклюэна на значение языка и символов менее известны, однако также чрезвычайно важны. Влияние появившихся в 1990-х гг. технических медиа-средств, таких как охватившее всю нашу планету спутниковое телевидение, очевидно, но М. Маклюэн определял средства распространения информации как любое «саморасширение» и исходя из этого включал изображения и слова в более обыденные коммуникативные формы. Он чувствовал, что язык является наиболее мощной метафорой всего. В одном из своих последних писем премьер-министру Канады Пьеру Трюдо М. Маклюэн писал:
«Оратор, говорящий на любом языке, полагает, что этот язык является медиа-средством или маской, с помощью которой он особым способом воспринимает мир и связывается с людьми… Слова, произнесенные адвокатом, судьей или бюрократом, имеют иное значение, чем те же слова, произнесенные друзьями или врагами… воздействия языка как средства передачи информации совершенно отличны от входных или подразумеваемых значений слов. Все исходные слова имеют побочные значения, которые обычно рассматриваются оратором или лицом, осуществляющим передачу текста, в качестве нерелевантных.»
Выводы
Маршалл Маклюэн был одним из самых известных и наиболее четко выразившим свои идеи специалистом по проблемам изменений коммуникаций, культуры и общества второй половины XX в. Его наблюдения относительно развития новых технологий, медиа-средств и коммуникаций имеют большое значение для психологов и социологов, а также представителей бизнеса, в особенности тех, кто занимается вопросами рекламы и маркетинга. Однако на более глубоком уровне замечания М. Маклюэна о языке и символах имеют ценность для всех форм человеческих взаимодействий. Высказывание о том, что «медиа-средство является посланием», само по себе стало элементом фольклора и остается символом теоретических и практических достижений М. МакЛюэна.
— родился 21 июля 1911 г. в Эдмонтоне, провинция Альберта;
— учился в Университете Манитобы (степени бакалавра и магистра); получил степень доктора в Кембридже;
— в 1939 г. женился на Коринне Льюис;
— в 1946 г. начал преподавать в Торонтском университете, где в 1952 г. получил должность профессора;
— в 1953-1955 гг. был руководителем семинаров по культуре и коммуникациям, проводившихся Фондом Форда;
— в 1963 г. основал Центр культуры и технологии при Торонтском университете;
— в 1977 г. сыграл самого себя в фильме Вуди Аллена «Annie Hall»;
— скончался 31 декабря 1980 г.