Популярные личности

Маршалл Гликман

маркетинговый консультант , долгое время работавший в "Нью-Джерси Нетс" и других структурах Национальной баскетбольной ассоциации
На фото Маршалл Гликман
Категория:
Гражданство:
США
Читать новости про человека
Биография

Маршалл ГЛИКМАН: Телевидению нужна драма, зрителям -- шоу, а баскетболу -- деньги

Баскетбол в Европе решительно переживает период самых радикальных перемен в своей истории, еще похлеще, чем пережил футбол в 90-е. Революция во власти, структурная реформация, редактирование правил игры, смена ее парадигмы -- через несколько лет мы найдем европейский баскетбол совсем не таким, каким он был в конце XX века. Выписав из Штатов маркетингового консультанта Маршалла ГЛИКМАНА, долгое время работавшего в "Нью-Джерси Нетс" и других структурах Национальной баскетбольной ассоциации, Евролига УЛЕБ окончательно определилась с вектором этих перемен и обозначила маяк своего движения: ей очень хочется быть похожей на НБА.


Барселонский "финал четырех" Евролиги явил собой первый образец этого уподобления буквально во всем -- от дизайна и наполнения веб-страницы до завываний конферансье во время матча. После этого турнира корреспондент Дмитрий НАВОША поговорил с новым промоутером Евролиги, чтобы узнать, какой та будет через несколько лет.

-- Занимательная получается ситуация. Пока НБА приобретает игроков из Европы, Европа заимствует у нее менеджеров и идеи…

-- Я не думаю, что мой приезд в Европу будет означать абсолютное воссоздание в Евролиге всех механизмов Национальной баскетбольной ассоциации. Конечно, мы позаимствуем в ней, как в самой финансово успешной лиге мира, некоторые идеи, однако целиком переносить сюда американскую модель было бы неверно и со спортивной, и с экономической точки зрения. Европейский баскетбол, насколько я могу судить, изрядно отличается от матчей регулярного сезона НБА по накалу и атмосфере. Здесь публика требует не столько шоу, сколько победы в каждом матче, и Евролига пока больше напоминает мне Национальную футбольную лигу, где каждая игра -- суперважная, где победа -- это больше, чем победа, а поражение -- больше, чем поражение. Мы не собираемся полностью "американизировать" европейский баскетбол, мы просто хотим сделать его более зрелищным и лучше продаваемым.

-- Как?

-- Одна из главных позиций, на которой я хотел бы сфокусироваться, -- это утверждение Евролиги как сильного бренда, узнаваемого потенциальными потребителями и престижного для потенциальных спонсоров. Второй ключевой момент -- это улучшение ситуации с продажей билетов. В НБА только 20 процентов человек, заполняющих трибуны баскетбольных арен, являются подлинными баскетбольными фанатами, остальные ходят туда, как ходят в кино, -- за шоу в чистом виде. Мы тоже должны бороться за этих людей. И наконец, мы должны промоутировать баскетбол в телевидении и прессе, подавать лучших европейских игроков как подлинных звезд. Людям нужны герои, и мы должны дать им их. Майкл Джордан и Мэджик Джонсон не просто здорово играли в баскетбол, они были и есть личностями, отлично чувствующими все нюансы шоу-бизнеса. Понимаете, звездность состоит не только из яркой игры, зачастую это дело улыбки или умного ответа на журналистский вопрос.

-- Порой игроки и тренеры в Европе вообще не дают никаких ответов.

-- Это недопустимо, и это противоречит философии нашего проекта. Баскетбол содержат болельщики, и, проявляя высокомерие к ним, ты пилишь сук, на котором сидишь. Я хорошо помню, что случилось с Рашидом Уолласом, игроком "Портленда", без особой охоты общавшимся с прессой и на одной из пресс-конференций проговорившим одни те же сентенции пять раз. Он был оштрафован на 80 тысяч долларов. Думаю, если потребуется, в Евролиге тоже будет подобная система штрафов.

-- Вы предлагаете также некоторую корректировку правил игры. Какую роль вы отводите им в вашей концепции?

-- Самую значительную. Мы должны повысить качество зрелища, сделать игру более открытой зрителю. В Евролиге пробивается на 30 процентов больше штрафных бросков, чем в НБА. И нам необходимо что-то с этим делать. Не думаю, что исполнение штрафных бросков -- это то, ради чего публика смотрит баскетбол. Напротив, для телезрителя это может стать отличным моментом для того, чтобы переключиться на другой канал. Я также приветствую корректирование "правила 24 секунд", которое произойдет в следующем сезоне: игроки смогут бороться за подбор и продолжать играть, даже если бросок совершен в последний миг владения мячом. Телевидению нужна драма.

-- О кей, вы научите игроков улыбаться, воспитаете в них красноречие, поставите производство драмы на поток, сделаете игру более броской. Но не опасаетесь ли вы, что все это ее в конечном итоге выхолостит? Не опасаетесь, что, угождая массовой публике и рассчитывая на ее деньги, вы оттолкнете имеющихся фанатов?

-- Вы, наверное, любите баскетбол, как спорт в чистом виде. Прекрасно, я тоже, это замечательная игра. Но давайте вернемся в реальный мир. Европа может сколько угодно заботиться о качестве баскетбола, но если она не сможет его финансово обеспечивать -- весь этот европейский баскетбол будет для американского зрителя. Евролиге нужны деньги для того, чтобы защитить традицию баскетбола на континенте. Я люблю и ценю подлинно баскетбольных фанатов, но лишь благодаря их деньгам баскетболу не выжить. Опять-таки повторюсь, европейский баскетбол несколько отличается от американского, и мы не собираемся его ломать. Напротив, на его уникальности можно было бы выстроить неплохую бизнес-стратегию.

-- Чем на данный момент вам видится НБА по отношению к Евролиге: конкурентом, отнимающим у нее игроков, потенциальную телеаудиторию и покупателей атрибутики, или союзником, помогающим сделать баскетбол более популярным?

-- Я больше склоняюсь ко второй точке зрения. НБА на данный момент является такой витриной, она промоутирует баскетбол и в какой-то степени -- Евролигу. Все знают, что Жинобили, Кириленко и Гасоль "сделаны" в этом турнире, а значит, он достоин интереса и уважения. Кроме того, НБА служит нам примером и подтверждением того, что концепция сильной спортивной лиги непременно должна строиться на прочной бизнес-основе. Другого пути нет.

-- Изрядно смущает то, что Евролига тяготеет к закрытости, вытесняя принятую прежде ротацию команд по спортивному принципу практикой долгосрочных мандатов определенным клубам на участие в этом турнире. Российский "Урал-Грейт", выиграв прошлый чемпионат страны, места в Евролиге не получил. В следующем сезоне его не получит итальянский "Монтепаски", несмотря на выход в "финал четырех"…

-- Относительная стабильность состава лиги -- это залог ее преуспевания. Публике интереснее матч известных команд с давней историей противостояния. А самим клубам значительно проще заключать многолетние телевизионные и спонсорские сделки, если они уверены в том, что в каждом из этих сезонов они будут играть в Евролиге. По-настоящему великие команды строятся несколько лет, так что относительной стабильности состава Евролиги мы будем придерживаться и в последующие годы. Но и дверь для новых, быстро развивающихся клубов также будем держать открытой.

-- Весь вопрос в ширине дверного проема.

-- Мы постараемся найти верный баланс в этом вопросе.



Поделиться: