Янко – один из основоположников дадаизма. Он был ведущим представителем конструктивизма в Восточной Европе (Eastern Europe).
В 1953-м Янко предложил строительство деревни Эйн Ход – для организованной им группы художников и скульпторов. Он сам поселился в этом месте, расположенном к югу от горы Кармель (Carmel). Через какое-то время в общинном поселении была открыта Центральная художественная галерея. Марсель назвал Эйн Ход последним проектом в духе дадаизма.
Марсель Янко появился на свет 24 мая 1895-го в Бухаресте (Bucharest), в еврейской семье, которая принадлежала к верхушке среднего класса. Он был старшим из четырех детей. Вспоминая о своем детстве, Янко написал в 1980-м: 'Я родился в прекрасной Румынии, в хорошо обеспеченной семье. Я имел счастье получить образование в условиях свободы и духовного просвещения. Моя мать обладала подлинным музыкальным талантом, а мой отец, суровый человек и трудолюбивый купец, создавал благоприятные условия для развития всех моих способностей'.
У него было сильно развито чувство гуманизма и социальной справедливости. Видя слабых, обездоленных людей, бедных рабочих и нищих, Ярко испытывал боль и даже начал чувствовать вину за то, что в его семье не было никаких финансовых проблем. Он совмещал учебу в школе с уроками рисования у румынского художника и карикатуриста Иосифа Изера (Iosif Iser). В годы юности Марсель много п
утешествовал вместе с семьей – в Швейцарию (Switzerland), Италию (Italy) и Нидерланды (Netherlands).
В 1916-м, в ходе Первой мировой и после учебы Янко в Цюрихе (Zurich), художник вместе со сторонниками одного модернистского движения, которое пыталось повлиять на умы деятелей культуры, основал дадаизм (дада) – новое течение в литературе и живописи. В последующие годы он все больше и больше выказывал свое недовольство Тристаном Тцарой (Tristan Tzara), предпринимая попытки изменить дадаизм в соответствие со своим виденьем. В конфликте между нигилизмом Тцары и искусством ради искусства Хуго Балля (Hugo Ball) Янко был склонен поддерживать последнего.
В 1921-м Марсель прибыл в Париж (Paris), где безрезультатно пытался убедить своих коллег в ценности дадаизма. Французы восприняли его стиль как еврейскую мистику, Кабаллу, противоестественную для свежих французских умов. Через год Янко вернулся в Бухарест. Он основал в родной стране первое модернистское движение и более десяти лет издавал журнал 'Contimporanul'.
Вместе со своим братом Марсель, автор революционного подхода к городскому планированию, стал заведовать делами архитектурного бюро и проектировал строительство домов. Он не прекратил интересоваться живописью и открыл свою первую
выставку в Бухаресте. На его творчество в 1930-х серьезно повлиял кубизм и конструктивизм. За пределами родного города его главным строительным проектом стал частный санаторий в Предяле (Predeal).
На своем веку Марсель и его семья столкнулись с ростом антисемитизма и фашистских движений, таких, как 'Железная гвардия' ('Iron Guard'). После первых погромов против румынских евреев, он вместе с близкими переехал в Израиль (Israel). В 1950-х Янко стал одним из основателей 'Новых горизонтов' ('Ofakim Hadashim'), группы израильских художников, стремящихся к абстрактному искусству. Он семнадцать лет занимался преподавательской деятельностью в колледже Seminar HaKibbutzim.
В 1953-м Янко предложил строительство 'утопической колонии' Эйн Ход (Ein Hod) – для организованной им группы художников и скульпторов. Он сам поселился в этом месте, расположенном к югу от израильской горы Кармель (Carmel). Через какое-то время в общинном поселении была открыта Центральная художественная галерея. Марсель назвал Эйн Ход последним проектом в духе дадаизма.
Марсель Янко умер 21 апреля 1984-го. Он был ведущим еврейско-румынским интеллектуалом своего поколения. Янко получил премию Дизенгофа (Dizengoff Prize) и государственную Премию Израиля (Israel Prize).