Популярные личности

Марсель Карне

Французский кинорежиссер
На фото Марсель Карне
Категория:
Дата рождения:
1906-08-18
Место рождения:
Париж, Франция
Дата смерти:
1996-10-31
Место смерти:
Кламар, О-де-Сен, Франция
Гражданство:
Франция
Читать новости про человека
Биография

Биография

К 25 годам Карне уже снял свою первую документальную короткометражку – 'Ножан, воскресное Эльдорадо' ('Nogent, Eldorado du dimanche') 1929-го. Также он ассистировал Фейдеру и Рене Клеру (René Clair) в нескольких фильмах, вплоть до комедии 'Героическая кермесса' ('La kermesse héroïque') 1935-го.


Марсель Карне родился 18-го августа 1906-го года, в Париже, Франция (Paris, France). Его мать умерла, когда ему было всего пять лет. Отец Карне был краснодеревщиком.

Свою карьеру будущий основоположник 'поэтического реализма' начинал кинокритиком, став редактором еженедельного издания 'Hebdo-Films'. Между 1929-м и 1933-м он работал на журнал 'Cinémonde'. Примерно в это же время Марсель работал в немых фильмах на позиции помощника оператора с режиссером Жаком Фейдером (Jacques Feyder), снимавшим фильм 'Новые господа' ('Les nouveaux messieurs').

К 25 годам Карне уже снял свою первую документальную короткометражку – 'Ножан, воскресное Эльдорадо' ('Nogent, Eldorado du dimanche') 1929-го. Также он ассистировал Фейдеру и Рене Клеру (René Clair) в нескольких фильмах, вплоть до комедии 'Героическая кермесса' ('La kermesse héroïque') 1935-го.

Марсель принял приглашение от Александра Корда (Alexander Korda) на работу в Англии, где последний продюсировал триллер 'Рыцарь без доспехов' ('Knight Without Armour'). Однако парижанин посчитал возможным взяться за свой собственный проект в качестве режиссера – и снял фильм 'Jenny' в 1936-м.

Кинокартина 'Jenny' ознаменовала начало успешного сотрудничества с поэтом-сюрреалистом и сценаристом Жаком Превером (Jacques Prévert). Они проработали вместе более 10 лет, в течение которых Превер и Карне сделали свои самые запоминающиеся фильмы. Их творческий союз породил движение 'поэтического реализма', оказавшего серьезное влияние на образ французского кинематографа того времени.

Во время немецкой оккупации Франции в ходе Второй мировой войны Карне работал в зоне Виши (Vichy), где подрывал попытки властей взять контроль над искусством. В его команде было несколько евреев, включая Жозефа Косма (Joseph Kosma) и художника-декоратора Александра Траунера (Alexandre Trauner). Несмотря на столь трудные условия, Марсель снял мелодраму 'Дети райка' ('Les Enfants du paradis') 1945-го, которая была выпуще

на после освобождения Франции и стала одним из самых высоко оцененных фильмов французского режиссера. В конце 1990-х 'Дети райка' был назван 'Лучшим французским фильмом века' по результатам опроса 600 французских критиков и профессионалов.

Окрыленные успехом картины о корифеях французской сцены, Превер и Карне после войны сняли самый дорогой фильм в истории французского кино – фэнтези 'Врата ночи' ('Les portes de la nuit') 1946-го. Новая работа была растоптана кинокритиками в пух и прах и провалилась в прокате, из-за чего творческий союз Жака и Марселя развалился.

В 1950-х дела Карне шли не самым лучшим образом. Критики влиятельного французского киножурнала 'Cahiers du Cinema', породившего 'новую волну' на кинорынке, отвергали творчество Марселя и считали, что прежних своих достижений он добился исключительно благодаря Преверу. Рядовой зритель хотел посмеяться и раствориться в романтике, тогда как фильмы Карне были пропитаны суровой реалистичностью. Спрос на его работы иссяк.

Хотя его послевоенная драма 'Обманщики' ('Les Tricheurs') 1958-го нашла небольшой отклик у зрителя, многие другие фильмы столкнулись с безжалостной критикой со стороны прессы и представителей киноиндустрии. Откровенная постановочность в картинах Марселя расходилась с этикой и эстетикой 'новой волны', а скрупулезное следование сценарию задавливало перспективы киноискусства.

В 1958-м Карне был главой жюри на 6-м Международном кинофестивале в Берлине. Свой последний фильм, документальный проект 'La bible', он снял в 1977-м, а в 1989-м получил Императорскую премию. В некоторых его последних работах присутствует тема гомосексуализма и бисексуальности. Ряд источников говорит о том, что Марсель сам был геем и когда-то встречался с Роланом Лезафром (Roland Lesaffre), сыгравшим во многих его фильмах.

Марсель Карне умер 31-го октября 1996-го, в Кламаре, О-де-Сен (Clamart, Hauts-de-Seine), и был похоронен на кладбище Сен-Венсан на Монмартре (Cimetière Saint-Vincent, Montmartre)



Поделиться: