Французский драматург и сценарист, актер и режиссер, сентиментальные комедии которого, легкие, но остроумные, пользовались большой популярностью на протяжении пяти десятилетий. Ашар обладал большим влиянием в театральных и литературных кругах Франции (France) и в 1959 году стал Бессмертным членом Французской академии (Académie française).
Его настоящее имя – Марсель-Огюстен Ферреоль (Marcel-Augustin Ferréol), он родился 5 июля 1899 года в Сент-Фуа-ле-Лион (Sainte-Foy-lès-Lyon), одном из пригородов Лиона (Lyon), в департаменте Рона (Rhône).
Его писательская карьера началась в 20-х, и тогда же Марсель Ашар принял свой псевдоним. Обладая способностью быстро учиться, уже в 1916 году, в разгар Первой мировой войны, 17-летний Ашар работал сельским учителем.
В 1919-м, спустя несколько месяцев после окончания войны, 20-летний писатель, начинающий, но весьма честолюбивый, отправился в Париж (Paris) и нашел работу суфлера в театре Вье-Коломбье (Théâtre du Vieux-Colombier) и в качестве журналиста писал для нескольких изданий, включая такие крупные ежедневные газеты, как 'Le Figaro'.
Ашар написал свою первую пьесу в 1922-м и добился большого успеха в следующем году, когда известный актер и режиссер Шарль Дюллен (Charles Dullin) поставил его пьесу 'Voulez-vous jouer avec moâ?', тонкую комедию о цирке и его клоунах, причем драматург тоже появился в постановке, сыграв одного из клоунов. Постановка стала образцом для всех остальных его театральных произведений, большинство из которых можно рассматривать как современную автору интерпретацию персонажей и ситуаций из традиционной итальянской комедии дель арте. Персонажи Пьеро (Pierrot) и Коломбины (Columbine) оказываются в современных условиях и вновь и вновь встречаются с любовью и препятствиями на пути к ней, вызывая у зрителя и см
ех, и слезы. Эти темы были более подробно разработаны в двух самых популярных его пьесах этого периода, 'Жан с Луны' (Jean de la Lune, 1929) и 'Домино' (Domino, 1932). Первая показывает, как непоколебимое доверие Джефа (Jef), списанного с верного Пьеро, превращает его скандально неверную жену в ее идеальную версию, а вторая пьеса, 'Домино', рассказывает о еще одной неверной жене, которая нанимает жиголо, чтобы отвлечь внимание мужа от ее настоящего любовника. Однако жиголо удается сыграть свою роль с такой искренностью, что она влюбляется в этого вымышленного персонажа.
Характерной чертой пьес Ашара стало неуловимое ощущение сентиментальной меланхолии, что подчеркивали названия, взятые, в основном, из популярных и народных песен. Яркими примерами его стиля могут служить пьесы 'Мальбрук в поход собрался' (Marlbrough s'en va-t-en guerre, 1924), 'Кокосы' (Noix de coco, 1935), 'С моей блондинкой' (Auprès de ma blonde, 1946), 'Умеете ли вы сажать капусту?' (Savez-vous planter les choux?, 1946) и 'Мы уедем в Вальпараисо' (Nous irons à ValparaisoЮ 1948).
Самые крупные успехи Ашара и рост его популярности пришлись на период между двумя Мировыми войнами, когда даже французские критики благосклонно сравнивали драматурга с его знаменитыми предшественниками, такими как Пьер де Мариво (Pierre de Marivaux) и Альфред де Мюссе (Alfred de Musset). Послевоенные эксперты были не так милы, указывая, что Ашара интересует лишь довольно узкая область человеческой психики, и о
крестив его 'специалистом по любви'. Впрочем, критики упускали из виду, что драматург продолжал писать свои пьесы именно потому, что они были так неизменно популярны у зрителей, тем более что его менее известные работы затрагивают совершенно иные, оригинальные темы. После Второй мировой войны, несмотря на критику, литературное творчество Ашара продолжалось прежними темпами.
Четыре пьесы Ашара были поставлены на Бродвее (Broadway). 'Домино', адаптированная актрисой и писательницей Грейс Джордж (Grace George), стартовала в театре Плейхауз (Playhouse) 16 августа 1932 года, но была закрыта после семи спектаклей. Главная роль тогда досталась Роду Ла Рок (Rod La Rocque), звезде немого кино, чья карьера пошла на убыль после появления звукового кино. Семнадцать лет спустя намного лучше была принята постановка 'У моей блондинки', переработанная знаменитым сценаристом С.Н. Берманом (S.N. Behrman) – 247 спектаклей. Еще через девять лет 'Картошка' (Patate) повторила фиаско 'Домино' и, наконец, 'Выстрел в темноте' (A Shot in the Dark) добился успеха – 389 спектаклей.
Ашар написал множество сценариев для кино и телевидения, по его пьесам и сценариям было снято более 60 произведений. В 1958 и 1959 годах он председательствовал на Каннском кинофестивале (Cannes Film Festival) и в 1960-м - на Венецианском кинофестивале (Venice Film Festival).
Марсель Ашар умер от диабета 4 сентября 1974 года в его любимом Париже, через два месяца после своего 75-летия, оставив жену Лили (Lily)