Кто был кумиром Марлен Дитрих в детстве? Когда девушка поняла, что хочет стать знаменитой актрисой? Кто создал неповторимый образ Марлен в кино? Какой фильм прославил актрису во всем мире? Почему Дитрих отклонила предложение Йозефа Геббельса и переехала в Америку? В каком знаменитом романе Ремарк увековечил Марлен, списав с нее образ главной героини? Чем закончились отношения актрисы с режиссером Штренбергом и писателем Ремарком? Как Марлен Дитрих провела последние годы своей жизни?
О Марлен Дитрих написаны сотни книг, но ни одна из них не смогла раскрыть тайну этой женщины. Она обладала удивительным чувством стиля и имела фетишистские наклонности. Одежда была главным атрибутом ее жизни, и относилась к ней она очень серьезно. Чего только стоит образ Марлен в шляпе и с сигаретой в руке, который уже стал символом кино 30-х годов! Дитрих была не только талантливой актрисой, но и самой изысканной женщиной ХХ столетия, настоящим законодателем моды.
Мария Магдалена Дитрих появилась на свет 27 декабря 1901 года в пригороде Берлина Шенеберге. Ее отец был лейтенантом полиции, а мать происходила из зажиточной семьи торговцев. Кроме Марлен родители воспитывали старшую дочь Элизабет.
Когда Дитрих исполнилось 6 лет, умер отец, поэтому матери пришлось устроиться домохозяйкой в богатый дом. С 1907 года Марлен стала посещать школу для девочек, а затем увлеклась музыкой и начала осваивать игру на скрипке. В детстве она восхищалась двумя женщинами – звездой киноэкрана Хенни Портен и преподавательницей-француженкой мадемуазель Бреган. Именно благодаря привязанности к
Бреган она навсегда полюбила Францию.
Годы Первой мировой войны семья Дитрих провела в городе Дессау. Вернувшись в 1917 году в Берлин, Марлен продолжила обучаться игре на скрипке, но вскоре из-за боли в руке вынуждена была оставить занятия. Она устроилась на работу в оркестр, но через месяц ее оттуда выгнали. Причина была довольно смешная: девушка отвлекала музыкантов своей красотой.
Тогда Марлен впервые почувствовала, что может влиять на мужчин. В начале 20-х годов она устроилась в кабаре Рудольфа Нельсона, где пела и танцевала с другими девушками. Здесь Дитрих поняла, что хочет стать знаменитой актрисой. С большими трудностями ей удалось поступить в актерскую школу Макса Рейнхардта, и вскоре на молодую девушку обратили внимание кинокритики.
На большом экране Марлен Дитрих дебютировала в 1922 году в фильме 'Таковы мужчины'. Удачному старту карьеры помешало замужество с Рудольфом Зибером, который работал администратором на киностудии. В 1924 году Марлен родила дочь Марию, но уже через год вернулась к работе.
Почти десять лет Дитрих перебивалась эпизодическ
ими ролями, пока в 1928 году режиссер Джозеф фон Штернберг не пригласил ее на съемки фильма 'Голубой ангел' (1930). Режиссеру настолько понравилось выступление молодой актрисы в ревю 'Два галстука', что он предложил ей одну из ключевых ролей – певицы Лолы-Лолы.
'Голубой ангел', премьера которого прошла в 1930 году, стал настоящей сенсацией, а впоследствии классикой немецкого кинематографа. Эта картина положила начало плодотворному творческому союзу Дитрих и Штернберга, который превратил актрису в настоящую кинозвезду и самую желанную женщину планеты.
Со своим законным супругом Марлен не жила уже несколько лет, поэтому ее любовная связь со Штернбергом не вызвала большого ажиотажа. Он был для нее настоящим богом, она для него – музой, которая вдохновляла на новые работы. Однако у Джозефа никогда не существовало иллюзий по поводу их отношений. Дитрих была независимой женщиной, не принадлежавшей никому и одновременно принадлежавшей всему миру. Поэтому когда в ее жизни появился писатель Эрих Мария Ремарк, он понял, что шансов у него нет.
С Ремарком Дитрих познакомилась в 1938 году на Венеци
нском кинофестивале. Он уже был известным писателем, автором романа 'На Западном фронте без перемен'. Здесь, в Венеции, на фоне каналов и золотых закатов у них завязались романтические отношения. Теперь актриса стала музой Ремарка. Именно она была прототипом главной героини Жоан Маду из знаменитого произведения 'Триумфальная арка'.
Около года Ремарк и Дитрих жили в Париже. В 1939 году, когда стало известно о подписании пакта Молотова-Риббентропа, влюбленные решили, что война неизбежна и перебрались в Америку. Йозеф Геббельс предлагал актрисе остаться в Германии и обещал полную свободу действий и 200 тысяч марок за фильм. Однако Марлен, которой были противны идеи национал-социализма, отклонила предложение.
Впервые Марлен Дитрих посетила США в 1930 году. После грандиозного успеха фильма 'Голубой ангел' компания 'Paramount Pictures' предложила актрисе подписать контракт. Она без раздумий согласилась и переехала в Америку вместе с режиссером Штренбергом. Шесть фильмов, которые они поставили в Голливуде, принесли Дитрих всемирную известность. Их последняя совместная работа
– кинокартина 'Дьявол – это женщина' – была снята в 1935 году.
Все последующие фильмы, в которых играла Дитрих, не имели большой популярности. Актрису даже упрекали в том, что она пыталась избавиться от образа, созданного ей Штренбергом. Это звучит парадоксально, но Марлен Дитрих прославил всего лишь один фильм – 'Голубой ангел'. Он настолько полюбился зрителям, что стал иконой кинематографии, а актриса – ее ликом.
Во время Второй мировой войны Дитрих вновь приехала в Америку вместе с Ремарком. Они поселились в Нью-Йорке. Ремарк целыми днями писал роман, а Марлен блистала на вечеринках, появляясь то с одним, то с другим мужчиной. Сначала ее видели с актером Джеймсом Стюартом, затем с режиссером Орсоном Уэллсом, французским актером Жаном Габеном. Она меняла любовников как перчатки, и в какой-то момент Ремарк не выдержал. Он перебрался в Брентвуд, а в 1953 году заявил, что женится на актрисе Полетт Годдар. Писатель надеялся, что Дитрих будет ревновать, но она хладнокровно благословила его на брак.
Во время войны Марлен Дитрих несколько лет провела в Италии, Франции и Северной Африке, где
выступала с концертами для союзных войск. Начиная с 50-х годов, она практически не снималась в кино. Актриса писала статьи в гламурные журналы, вела радиопередачи, ездила на встречи с поклонниками. Свободное время она проводила в обществе модельеров и кутюрье, постоянно придумывая новые наряды. Марлен не только заботилась о собственном внешнем виде, но и активно популяризировала свою моду.
В 1975 году Дитрих получила перелом шейки бедра, после чего завершила свою кинокарьеру. Она уединилась в своей квартире в Париже и виделась только с близкими друзьями. Актриса стала зависимой от обезболивающих и алкоголя, что еще больше подорвало ее здоровье. В 1992 году Марлен Дитрих скончалась от нарушения функции почек и сердца. Она прожила 90 лет, пережив практически всех своих современников.
Марлен Дитрих навсегда войдет в историю кинематографа. Она создала один из совершенных образов в кино и свой неповторимый стиль в мире моды. Она была сильной, независимой женщиной, которую не смог покорить ни один мужчина. Актриса не принадлежала никому, но в то же время была и остается достоянием всего мира