Кропивницкий Марк Лукич - талантливый малорусский актер на комические и бытовые роли и драматический писатель (1841 - 1910).
Кропивницкий Марк Лукич - талантливый малорусский актер на комические и бытовые роли и драматический писатель (1841 - 1910). Родился в Херсонской губернии, окончил курс в киевской гимназии; недолго был на историко-филологическом факультете Киевского университета. В 1880 г. составил собственную трупп
у, в которую вошли талантливые артистки и артисты - Заньковецкая , Затыркевич , Садовский . Эта труппа высоко подняла малорусский театр и нашла восторженный прием в Петербурге и Москве. Впоследствии труппа распалась на несколько самостоятельных трупп. Сборник драм Кропивницкого - "Дай сердцу волю -
заведе у неволю", "Глитай", "Невольник" и "Помирились" - вышел в Киеве в 1882 г.; во 2-е издание (Харьков, 1885) вошли еще "Пошились у дурни" и "Лихо не кожнему лихо". Позднее вышли "Доки солнце зыйде - роса очи выисть" и водевиль "По ревизии". Этот водевиль, весьма сценичный и живой, пользуется бол
ьшой известностью. В 1911 г. вышло 4-е издание сочинений Кропивницкого: "Збирника творив", из 9 пьес. Как автору-драматургу, Кропивницкому давно уже отведено почетное место в трудах профессора Н.И. Петрова , Ефремова , Франка. С разных сторон, в разных оценках отмечено знакомство его с народной жизн
ью, его хороший, чистый язык. Еще большее значение имеет Кропивницкий как артист. Котляревский и Квитка создали украинскую драматургическую литературу; Кропивницкий создал украинскую сцену, если не считать забытого Соляника. А.С. Суворин посвятил Кропивницкому и его сподвижникам на сцене целую кн
игу: "Хохлы и хохлушки". "Я видел в "Наталке-Полтавке" Щепкина, - говорит Суворин, - и смело скажу, что Кропивницкий нисколько не ниже знаменитого артиста". Разбирая постановку на петербургской сцене "Назар Стодоля", Суворин говорил в 1886 г.: "Кропивницкий - не только бесподобный актер, но и такой
же бесподобный режиссер"... В пьесе "Розумный и дурень" Кропивницкий был великолепен. По словам Суворина, "соединение тонкой наблюдательности с выразительностью и бесподобной гримировкой, рядом с разнообразием типов делают из Кропивницкого такого актера, подобного которому нет ни на одной русской сц