8 августа 117 года умер римский император Марк Ульпий Траян, которого жители Апеннинского полуострова считали самым справедливым и одним из самых великих своих правителей.
Траяна действительно было за что уважать. Будучи первым римским императором, рожденным не в Риме, а в провинции (кто-то говорит, что отец Траяна был наместником в Иберии, нынешней Испании, а кто-то – что родитель будущего императора управлял Сирией), Траян оказался весьма деятельным монархом. Его гл
авным достижением считается завоевание громадной и богатой Дакии – области в нынешней Румынии, населенной воинственными племенами даков, которых до Траяна не удавалось покорить никому. Завоевание этой территории означало для Рима прежде всего существенное пополнение казны, поскольку золота у даков б
ыло как грязи. И все это, безусловно, потекло в римские закрома. Из других внешних завоеваний Траяна стоит отметить разгром огромного Парфянского царства, и присоединение к Римской империи Армении и Месопотамии. А Набатейское царство было превращено Траяном в римскую провинцию Аравия. И с тех эта те
рритория так и не изменила своего названия.
За все эти завоевания, приведшие Римскую империю на вершину ее могущества, римляне так полюбили Траяна, что воздвигли ему множество памятников – всяких там триумфальных арок и Траянских колонн. Эта колонна, кстати, до сих пор считается одним из главных
архитектурных памятников Рима. Сооружение высотой 33 метра опоясано барельефными изображениями главных битв Траяна. Но есть в этой бочке меда и ложка дегтя. Траян считается одним из главных гонителей христиан, поскольку именно он ввел принцип «отречение или казнь», которым впоследствии руководствов
ались большинство римских правителей в отношении христиан. Поэтому у последователей христианства всегда было несколько настороженное отношение к Траяну. Пока Папа Римский Григорий Великий не вымолил для него прощения. Говорят, что однажды, проходя мимо Траяновой колонны, понтифик, по его собственным
словам, «был уязвлен в самое сердце» мыслью о том, что справедливейший из правителей мучается в аду. Григорий предался усиленной молитве с целью испросить прощения для Траяна и в конце концов был извещен ангелом о том, что его молитвы достигли цели – Траян, язычник и гонитель христиан, обрел спасен
ие.
Однако современникам Траяна не нужно было никаких откровений о спасении, чтобы считать своего императора олицетворением справедливости и милосердия. Он каждым своим поступком подтверждал это их мнение. Рассказывают, например, что однажды, отправляясь в поход в Дакию, Траян был остановлен жен
щиной, жаловавшейся на несправедливое осуждение сына. Император сошел с коня, лично отправился с просительницей в суд, и только когда дело решено благоприятным для нее образом, поход был продолжен. Ну разве можно не любить такого радетеля за народное счастье? Причем, любили Траяна даже за пределами