Популярные личности

Марк Рудинштейн

Один из наиболее известных деятелей современного российского кинематографа, основатель Открытого российского кинофестиваля 'Кинотавр'
На фото Марк Рудинштейн
Категория:
Дата рождения:
1946-04-07
Место рождения:
Одесса, Украина
Гражданство:
Россия
Читать новости про человека
Биография

Марк Рудинштейн

"Для меня слово Родина связано со словом "родинка" - что-то маленькое, близкое, родное, навсегда свое. Это Дерибасовская, улица в Одессе, где я родился и вырос. Это Подольск, где я прожил семнадцать лет в подвале. Или улица, где я с кем-то выпил бутылку вина..."


Одному из самых знаменитых деятелей современного российского кинопроцесса, "отцу" Открытого российского кинофестиваля, называемого в народе "Кинотавром", Марку Рудинштейну пришлось ожидать своей востребованности не один десяток лет.

"Я делю свою жизнь на два этапа, - говорит он. - Первый - это жизнь до 1985 года, когда, как я считаю, во мне все лишь копилось, не будучи реализованным. Что сделать, показать было невозможно. И второй этап - когда нам дали наконец возможность быть людьми. Эта моя вторая жизнь и позволила реализовать то, что копилось сорок лет".

Он считает, что каждый от рождения наделен каким-либо талантом. И вопрос в том - создаст ли государство условия для его реализации. А условий не было. Марк Григорьевич даже подумывал о том, чтобы уехать за границу вслед за всей своей семьей. При этом понимал, что очень не хочет уезжать.

"Для меня слово Родина связано со словом "родинка" - что-то маленькое, близкое, родное, навсегда свое. Это Дерибасовская, улица в Одессе, где я родился и вырос. Это Подольск, где я прожил семнадцать лет в подвале. Или улица, где я с кем-то выпил бутылку вина, с кем-то подрался или впервые поцеловал девушку. Все эти "малые" понятия и стали для меня большим словом "Родина". И я сделал выбор - никуда не уезжать. Двух родин не бывает.

Он взялся поднимать отечественную культуру. "Культуру нельзя убить, - часто говорит он. - Ее можно растоптать, унизить, уничтожить но она вновь восстанавливается на генном уровне Поэтому не может быть американской культуры. Есть французская, индийская, российская, японская. Американской же культуры нет, потому что в ней нет генной преемственности с прошлым. У нее нет истории. Там есть субкультура, то есть соединение разнородных привнесенных извне генов культуры. Это как бы аренда генного наследия многих стран. Вот почему каждое государство должно лоббировать свою собственную культуру. И защищать ее от экспансии любой чужой культуры.

И Рудинштейн действительно лоббирует. Сейчас он написал письмо Владимиру Путину, призвав президента России ограничить американизацию отечественного кинопроката.

"Российское кино гибнет не только потому, что на него нет спроса. И не потому, что нашим кинематографистам нечего сказать Все гораздо проще. Американские прокатчики прочно обосновались на нашем кинорынке и, захватив лучшие кинотеатры, не допускают прокат отечественных фильмов. Развитие национального кинематографа как бизнеса возможно только за счет денег, полученных от проката. Отраслевая рентабельность киноиндустрии соизмерима с нефтяным бизнесом. Отсутствие интереса руководителей страны к кинобизнесу приводит к пополнению - за счет скромных средств наших граждан! -- казны западных кинокорпораций, обороты которых и без нашей помощи составляют миллиарды долларов в год.

Причем все это Рудинштейн заявляет не голословно: "Я специально проехал по многим городам России, - рассказывает он, - и убедился в том, что даже Центры российского кино" которые были профинансированы государством, показывают в основном фильмы США. А ведь во Франции и многих европейских странах законодательно ограничена экспансия Голливуда. Сегодня в сфере нашего проката совершается фактическое преступление. Выход есть. Но он заключается в том, что действовать надо сегодня и немедленно Иначе мы получим еще одно десятилетие проката без отечественного кино".

Да, он еврей, но уверяет: "моя национальность российская. Я не люблю понятие "национализм". Я люблю слово "национальность". Я очень огорчен, что мы сейчас потеряли понятие "государственный патриотизм". Это разрушает наше государство. Почти исчезло осознание себя как государственного человека К примеру, я человек, 53 лет прихожу к какому-то банкиру - мальчишке 32 лет. И он меня начинает поучать. Дескать, зачем вам тратить деньги на российское кино, когда это все равно бесполезно? Вот, дескать, моя жена, которая живет в Париже на Елисейских полях смотрит настоящее кино!.. И я, глядя на него, вижу: это не государственный человек.

..Когда Марк понял, что наше государство попало в тяжелейший кризис и кинематографу ждать помощи неоткуда, он сказал: "Наша задача на сей день - людей предприимчивых, людей дела дать государству передохнуть, взять заботу о культуре на свои плечи". Нужно было заполнить паузу, пока государство решит свои проблемы. "Люди, которые хотят жить в культурной стране, должны понимать, что в какой-то момент нужна их помощь".

Его любят в российском киномире за то, что не просит денег на кино у государство. Он говорит: "Не надо давать денег! Создайте законы для защита и роста российской культуры, создайте условия для возникновения щедрых меценатов. Так делается во всем мире.

Ведь и каннский фестиваль создал какой-нибудь французский Рудинштейн. При этом Марк Григорьевич хочет, чтобы поскорее забылось кто создатель "Кинотавра", потому что не в этом дело, а важно, что это стало явлением российской культуры, и даже администрация Канна предложила Сочинскому фестивалю закрывать летний сезон "днями "Кинотавра" в Канне". Такое случилось впервые в истории нашего кино.

Кризис в кино, по убеждению Рудинштейна, миновал Теперь надо работать и ждать У нас есть уже кинотеатры, мультиплексы, зрители и новые отечественные фильмы (в программу "Кинотавра" берут далеко не все, что производится за год).

Сегодня "Кинотавр" своего рода институт. При нем существуют и международный фестиваль "Лики любви", и ежегодная премия российских критиков "Золотой Овен" типа американского "Золотого глобуса", и продюсерский центр, намеренный заняться кинопроизводством.

По его мнению, стоны критиков о безвыходной ситуации - это неверная позиция общества по отношению к кино. "Если бы, скажем, американцы делали один-единственный фильм, они бы об этом писали как о подъеме американского кино. Мы же имеем мрачную привычку втаптывать себя в грязь даже тогда, когда появились ростки нового, когда надо их лелеять, поливать! Это и привело к засилью на наших экранах американского кино. Мы никак не можем научиться взращивать собственные таланты, а умеем только разбазаривать то, что есть Моя мечта - повернуть всю нашу отечественную прессу и кинокритику в сторону отечественного кино в положительном смысле.

Что привело его самого на эту стезю? "Голод по хорошему кино -в Москву через Питер. Это, видимо, судьба всех способных одесситов. Учился он одно время в Щукинском училище (и даже в одном студенческом спектакле, благодаря своей ранней лысине, изображал Ленина), был фанатичным киноманом, мог смотреть во время фестивалей по 12-14 фильмов в день. Нужно было как-то от этого отойти, чтобы не сойти с ума... А чтобы не сойти с ума и чувствовать себя настоящим мужчиной, нужно было заниматься настоящим делом. В это время как раз рухнул Всесоюзный кинофестиваль, его место опустело А у Рудинштейна уже был опыт организации подобных фестивалей от Росконцерта. Этот опыт и помог В результате он сделал свое дело. И заявляет, что если государство возьмет "Кинотавр" на свой баланс, будет только счастлив.

...Он был женат несколько раз. Но многолюбом назвать себя не может "По моей собственной теории, мужчина раз в шестнадцать лет должен менять кровь. Три раза в жизни. Вот я женился, вырастил дочь. Когда ей было шестнадцать лет, влюбился снова. Женился.. Правда, не могу сказать, что обязательно через шестнадцать лет найду силы вновь поменять себе жизнь. Ведь всем. Что я делаю, движет одно - желание любить, нравиться женщинам. И лучше всего у меня это получается, когда я влюбляюсь.

- В нашей стране нет фестивального движения, -- безапелляционно заявляет Марк. - Есть кустари-одиночки, которые хотели бы создать его. И вообще у нас нет в строгом смысле такого понятия, как фестиваль. Есть мероприятия, которые проводят все, кому не лень Ведь фестиваль это прежде всего круглогодичный отбор фильмов, это работа целой научной группы. Ведь фестиваль в Сочи - только верхняя часть айсберга. Лучшие умы трудятся, чтобы отобрать лучшие ее кино, создать легенды, придумать. Как показать и представить тот или иной фильм. Сегодня в Росси есть от силы пять фестивалей, о которых можно говорить всерьез, а это для России - капля в море. Это "Киношок", "Кинотавр", Московский международный кинофестиваль, "Окно в Европу" в Выборге и один из анимационных фестивалей - "КРОК". Беда актерского фестиваля "Созвездие" в том, что он постоянно перемещается и нигде не прижился. Настоящий фестиваль должен иметь свою родину. Пусть у нас будет много кинофестивалей, места хватит всем. На Западе почти каждый город имеет свой фестиваль, и от этого кино только выигрывает.

Говорят, с ним непросто работать, он слишком требователен и нетерпим. Люди вокруг Рудинштейна часто меняются.. "Ресурсы многих моих сподвижников оказались исчерпаны", -- комментирует он эту ситуацию. - Прошли серьезные кадровые пер6становки, команда обновилась, и хорошо, что пришла молодежь со своими идеями. Мы должны уступать свое место молодым.

В Москве во всю работает кинотеатр "Мир Кинотавра", кинотеатр российского кино. У Марка мечта создать по России сеть кинотеатров под таким названием, где его люди будут делать все возможное, чтобы возродить интерес к отечественному кино., которым когда-то все мы гордились. Сегодня эта деятельность, конечно, не окупится. Беда кинотеатров последнее десятилетие не в том, что в них были магазины, салоны, рестораны, а в том, что они принадлежали не самому кинотеатру и не работали на кино. Рудинштейн же не хочет вступать ни с одной фирмой в арендные отношения. Все, что им будет построено внутри кинотеатров, начнет работать "на кинобилет". И продажа поп-корна, и бары, и аттракционы. Поэтому он реконструирует московский "Мир", пытаясь превратить его в центр индустрии развлечений.

Ему тоже приходят мысли по поводу проката американских фильмов, но ведь должен быть кто-то, кто покажет пример обратного порядка и вернет нашим зрителям ощущение праздника от созерцания родного кино?" Если мы сегодня сообща не поможем этому, завтра может быть будет поздно.

"Журналисты должны с пониманием относиться к проблемам российского кино. - считает Марк. - Мы снимаем в год 70 фильмов - вот о них и надо писать, пропагандировать их, рассказывать об актерах, говорить о существующих новейших кинотеатрах, где показываются наши фильмы. И тогда народ пойдет в кино"..

А как только в Сочи будет построен международный аэропорт, возродится и кинорынок. Главное, что он и сегодня называет себя счастливым человеком. А это сегодня такая редкость!



Поделиться: