Марк Рибу — французский фотограф и фотокорреспондент, один из самых ярких представителей европейской школы фотографии в послевоенный период. На сегодняшний день Марк, несмотря на преклонный возраст, не расстается с камерой, утверждая, что фотография стала для него такой же необходимостью, как вкусная еда и хорошая компания.
В историю мировой фотографии Рибу вошел, во-первых, благодаря своим репортажам из восточных стран. Впрочем, куда важнее не сами фотографии того или иного периода творчества, а философия, которая определила развитие не только таланта Марка, но и всей его жизни. Взрослея в политически напряженной Европе, вспоминая ужасы Второй мировой войны, Рибу отказался поддерживать политику правительств и каких-либо военных, социальных или религиозных групп, поэтому героями творчества Марка всегда были люди. Безымянные и неизвестные для истории, полезные для политиков лишь во время предвыборных кампаний, отвергнутые своими странами, не принятые новыми — именно они появлялись на фотографиях Марка, который доказывал всему миру, что лишь в людях есть ценность и что лишь обычные люди могут говорить за свою страну.
Частый гость в Азии, он делал фотографии смеющихся влюбленных вьетнамцев, когда на Западе всем
казалось, что вся страна бьется в агонии от ненависти к американцам; он публиковал фотографии из Китая, доказывая, что мечты и желания китайского мальчишки отличаются от желаний его американского сверстника одним лишь языком. На сегодняшний день Марк Рибу признан одним из самых ярких фотографов XX века, но его урок, увы, часто проходит мимо ушей его современных последователей, которые используют искусство фотографии не для сглаживания острых углов и уменьшения силы трения, а, наоборот, для поиска еще более радикальных ракурсов и точек зрения.
Марк Рибу родился 24 июня 1923-го года в Лионе, Франция (Lyon, France). Там же он закончил лицей и начал фотографировать. В 1937-м он начал делать свои первые снимки на камеру 'Vest Pocket Kodak', но начало Второй мировой войны на несколько лет задержало его планы начать изучать фотоискусство. Вместе со своими друзьями он был активным участником ф
анцузского Сопротивления (French Resistance). По окончании войны Рибу поступил в École Centrale de Lyon, где изучал инженерию.
Вплоть до 1951-го года он работал на французских заводах, но после недельного отдыха на природе он принял решение бросить работу и начать фотографировать. Имея небольшое портфолио, он перебрался в Париж, где вскоре познакомился с основателями фотоагентства 'Magnum Photos' и стал его частью. К тому времени он сумел зарекомендовать себя как опытный мастер с отличным глазом на жизнь вокруг. Уже в 1957-м Рибу стал одним из первых европейских фотографов, посетивших Китай (China), но, несмотря на совершенно другую жизнь и менталитет, Марк неожиданно нашел там обычный людей, которые едва ли отличались от представителей западного мира. В течение следующих десятилетий он путешествовал по Азии, посетив почти все страны и самые крупные города. Самыми известными репорт
жами Марка стали: 'The Three Banners of China', 'Face of North Vietnam', 'Visions of China' и 'In China'.
Самой известной фотографией Марка, вероятно, можно назвать снимок, сделанный в Вашингтоне, округ Колумбия (Washington, D.C.) во время антивоенной демонстрации. Героем фотографии стала 17-летняя пацифистка, которая пыталась разговаривать с солдатами и вкладывала им в ружья полевые цветы. Этот кадр впоследствии был признан в числе лучших фотографий XX века. Рассказывая об этой фотографии, Марк вспоминал: 'Она просто разговаривала, пыталась привлечь их внимание, пыталась завязать диалог. И мне казалось, что солдаты боялись ее больше, чем она их и их винтовок'.
В общей сложности Марк стал автором более чем дюжины альбомов и нескольких десятков выставок. Его фотографии появлялись в самых крупных мировых изданиях. На сегодняшний день фотограф живет во Франции, но часто путешествует.