Популярные личности

Марк Нопфлер

Британский рок-музыкант, певец и композитор,
На фото Марк Нопфлер
Категория:
Дата рождения:
1949-08-12
Место рождения:
Глазго, Великобритания
Гражданство:
Великобритания
Читать новости про человека
Биография

Биография

Если вам посчастливилось побывать на концерте Notting Hillbillies вы, должно быть, слышали, как Брендан Крокер представляет песню Марка Нопфлера "Зачем волноваться" как "Зачем беспокоится". И я должен заметить, думая о написании биографии Марка, много раз задавал себе вопрос - зачем беспокоится? Все, что может быть сказано о Марке Нопфлере, о его песнях и игре на гитаре, было сказано уже миллион раз. Но затем, когда совсем недавно я получил сообщение по электронной почте от поклонника из Таиланда, интересующегося биографией Марка Нопфлера, я понял, что на свете ещё остались люди, которые ещё не знают того, что, как я думал, уже известно всем поклонникам его творчества.


Марк Нопфлер родился в Глазго, в Шотландии в августе 1949 года. Ему было семь лет, когда семья Нопфлеров переехала в Ньюкасл на северо-восток Англии. Марк закончил Госфордскую грамматическую школу. В детстве на него произвела большое впечатление игра его дяди Кингсли на губной гармонике и буги-вуги на пианино. Позже, будучи подростком, он мечтал об очень дорогом розовом Фендер Стрейте, таком же как у Ханка Марвина, но в конце концов согласился на Хофнер Супер Солид. Как и многие школьники 60-х он участвовал во многих школьных группах, слушал таких гитаристов как Скотти Мур, Джимми Хендрикс, Джанго Рейнхард и Джеймс Бертон. В шестнадцать лет Марк в дуете со своим школьным другом по имени Хью Херкомб, даже участвовал в программе местного телевидения.

В школе Марк имел успехи в изучении английского языка и в 1967 году уехал на год изучать журналистику в Харлоуском техническом колледже. В конце курса он пошел работать младшим репортером газеты Йоркшир ивнинг пост в Лидсе. После двух лет работы, он решил продолжить обучение и получить степень по английскому языку в университете Лидса. В Лидсе он познакомился с местным певцом и гитаристом по имени Стив Филлипс. Марк писал статьи и обозрения о музыкальной жизни Лидса и его окрестностей. Так получилось, что босса Марка в газете звали тоже Стивом Филиппсом. Это совпадение привело к тому, что в некоторых вариантах биографии музыканта Стива Филлипса записано, что Стив как и Марк занимался журналистикой. Стив до сих пор вспоминает, что после концерта, на который Марк приводил своего босса - другого Стива Филлипса - посмотреть на выступления друга, первыми словами Марка были: "Стив Филлипс, познакомьтесь Стив Филлипс".

Стив и Марк обнаружили много общего в своих музыкальных вкусах и решили организовать дует под названием The Duolian String Pickers. Днём Марк продолжал работать в качестве репортёра, вечером занимался в университете, Стив в это время работал реставратором картин и мебели Художественной галерее Лидса и Temple Newsam House. Они играли вместе в течение следующих пяти лет. Некоторые работы тех лет представлены в альбоме Стива 1996 года Just Pickin'. "Он хорошо играл на гитаре" льстит Стив юному Нопфлеру, "в стиле Би Би Кинга". Стив оказал большое влияние на игру Марка, показав ему приёмы игры на соло гитаре, позаимствованные у исполнителя чёрных блюзов Лонни Джонсона, и технические тонкости, расширяющие возможности игры пальцами в стиле кантри-блюз, которые Марк затем развил и преобразовал в свой собственный стиль игры на гитаре. Это стало важным этапом в развитии Марка как гитариста. Позже он сказал Джеку Сонни, что он перестал играть, щипая струны, когда обнаружил у своей гитары "голос". Живя в Лидсе, Марк впервые записал свою музыку. Это случилось в комнате, которая была превращена в студию в доме в Падси. Песня называлась "Лето приходит ко мне" с аккомпанементом Стива Филлипса на 12-струнной гитаре.

После окончания университета в 1973 году Марк решил поехать в Лондон попытаться пробиться на рок сцену. Он изучил музыкальную прессу и ответил на самое большое из обнаруженных приглашение Melody Maker. Затем было прослушивание и два месяца работы в блюзовой группе Brewer's Droop. Затем он стал читать лекции в Loughton College в Эссексе, где оставался в течение двух лет, снимая квартиру в Бакхёрст Хилл. Спустя некоторое время в Лондон приехал и остался на несколько недель брат Марка Дэвид. Братья засиживались допоздна, играя на гитарах, и сами того не зная, закладывали основу тому, что стало впоследствии группой Dire Straits. Это было в середине 70-х, Дэвид переехал в Лондон, и Марк уехал собирать группу их своих друзей из Loughton College. Они назвали себя Cafe Racers.

Дэвид снимал квартиру в Фаррар Хаус, в Депфорте на юго-востоке Лондона с уроженцем Лейкестера басистом по имени Джон Иллсли. Джон вспоминает первую встречу с Марком. "Меня не было дома всю ночь, я пришёл около 10 часов утра и пошел на кухню приготовить чаю, вышел в холл, и там был этот парень, он лежал на полу, его голова подпирала стул. Он уснул одетый в джинсы и куртку в кожаных ботинках и с гитарой наперевес". Дэвид часто говорил Джону о своем брате-гитаристе, и Джон догадался, что парнем, спящим в холле, был Марк. Скоро Джон оказался на сцене вместе с Марком. Однажды вечером басист Cafe Racers заболел, и Джона попросили его заменить. Марк и Джон стали играть вместе, заслужили хорошую репутацию на сценах местных пабов, дни Cafe Racers были сочтены. В апреле 1977 Марк отказался от квартиры в Бакхёрст Хилл и приехал в Лондон к Дэвиду и Джону.

Джон быстро понял, что Марк не только талантливый и своеобразный гитарист, но и одарённый автор песен. В течение лета 1977 года трое музыкантов играли и репетировали песни Марка. Единственным, кого им не хватало, был барабанщик. Марк сказал, что знает идеально подходящего для музыки, которую они хотят играть, парня по имени Пик Визерс. Пик стал профессиональным музыкантом в возрасте 17 лет и к тому времени стал уже опытным барабанщиком. Он был приглашён в Фаррар Хаус, и вчетверо стали выступать под именем старой группы Марка Cafe Racers. Джон вспоминал, что "играть с Пиком Визерсом было фантастикой:Мне никогда не игралось с кем-то лучше, чем с ним". Позднее друг Пика предложил новое имя для их группы - Dire Straits. Время пошло.

Начались репетиции и выступления. В машине Джона было достаточно места для аппаратуры, и заработанных денег хватало, чтобы заплатить за аренду зала и выпить пива. 27 июля 1977 года Dire Straits создали известную сейчас запись пяти песен Wild West End, Sultans of Swing, Down To The Waterline, Sacred Loving и Water of Love. Примерно в октябре они записали Southbound Again, In The Gallery и Six Blade Knife для Лондонской радиостанции Би-Би-Си, и, наконец, 9 ноября - Setting Me Up, Eastbound Train и Real Girl. Песни были навеяны впечатлениями от событий жизни Марка в Ньюкасле, Лидсе и Лондоне и были включены в первый альбом Dire Straits, выпущенный в следующем году. Down To The Waterline о жизни в Ньюкасле, In The Gallery посвящена скульптору и художнику из Лидса Гарри Филлипсу - отцу Стива, Lions, Wild West End и Eastbound Train были написаны под впечатлением от первых дней пребывания Марка в столице.

Магнитофонные записи были переданы диджею лондонской станции Би-Би-Си Чарли Жилетту. Послушав запись, он позвонил в правление звукозаписывающей компании и рассказал о новой группе, дальше за дело взялись Джон Стейнз и Эд Бикнелл. Известно, что Стейнз был в душе, когда услышал первый раз Dire Straits по радио. Несколько недель спустя Dire Straits закрепили за лейблом Vertigo и Марк заключил договор о публикации с Rondor Music. Эд Бикнелл работал в NEMS агентстве, ему позвонил Стейнз и попросил его организовать несколько выступлений для Dire Straits. Эда пригласили в офис Phonogram, где он послушал записи Чарли Жилетта. Потом он поехал Dingwalls Club в Северном Лондоне посмотреть на Dire Straits. Это случилось 13 декабря 1977 года, когда он прошёл в клуб, они играли Down To The Waterline. Эд вспоминает: "Первое что я заметил, что не обязательно было искать место в конце зала, они играли спокойно. В то время я как раз работал с The Ramones, так они оглушали:Второе, что я заметил, было то, что Марк играл на красном Стратокастере, чем сразу напомнил мне Ханка Марвина, который был моим кумиром в 60-х. Послушав два или три номера, Эд понял, что хочет быть менеджером группы. Он готовил тур для Talking Heads и мог взять Dire Straits в качестве группы поддержки. Dire Straits стали получать по 50 фунтов за вечер, в десять раз больше, чем в Dingwalls Club. Остальное - как часто говорят - история.

Однажды я спросил бывшую помощницу Эда Лиз Уайтли, когда она поняла, что Dire Straits действительно выдающаяся группа. Она ответила, что это случилось, когда она услышала Romeo and Juliet.

В середине 80-х Dire Straits записали альбом Brothers In Arms, ставший бестселлером и они были признаны лучшей группой в мире. До этого участники записей альбомов и выступлений менялись не раз. Ушёл Дэвид, Хэл Линдс - гитара и Алан Кларк - клавишные присоединились к группе. Затем пришёл Томми Мэндел - клавишные и Мэл Коллинз - саксофон. Ушёл Пик и был заменён Терри Вильямсом. Клавишник Гай Флетчер стал участником группы во время записи альбома Brothers In Arms. Гитарист Джек Сонни и саксофонист Крис Уайт были взяты на последовавший тур. Марк, Джон, Алан, Гай и Крис, не игравшие вместе с середины 80-х, воссоединились на тур 1991/92 годов On Every Street. Они объединились на сцене с Филом Палмером - гитара, Полом Фрэнклином - педальная стальная гитара, перкуссия - Данни Камингс и Крис Уиттен. Еще в записях Dire Straits участвовали клавишник Рой Биттэн и ударник Джуп Де Корте. В туре Brothers In Arms Dire Straits выступили в 234 представлениях в течение 12 месяцевперед 2,5 миллионами зрителей. После окончания тура, Марк продюсировал запись Тины Тёрнер, после чего почувствовал желание вернуться к своим корням.

Давние друзья Стив Филлипс и Брендан Крокер организовали дуэт вскоре после отъезда Марка из Лидса в 1973. В 19986 году, будучи в Лондоне, Стив позвонил Марку, который сказал, что собирается побывать на их концерте в Лидсе. В результате 31 мая 1986 года состоялся концерт трёх музыкантов в пабе "Grove" в Ханслете, в Лидсе. На будующий год Марк предложил продюсировать следующий альбом Стива, однако Стив полагал, что альбом должен быть выпущен им самим и Бренданом. Гай Флетчер со своей стороны вызвался помочь. Так была образована группа Notting Hillbillies. Эд Бикнелл - истинный барабанщик и вскоре, закусывая в винном баре в Ноттинг Хилл, сидящий рядом с ним Марк сказал: "о'кей, Эд, мы организовали группу и ты наш ударник". В состав группы также вошёл Пол Фрэнклин - педальная стальная гитара. Затем последовал интенсивный тур по раскрутке ставшего затем мультиплатиновым альбома Missing......Presumed having A Good Time. Кроме того в 1990 году Марку удалось осуществить совместный проект с горячо любимым Четом Эткинсом.

Марк собрал Dire Straits вместе в 1988 году на концерт, посвящённый 70-летию Нельсона Манделы, вместо Джека Сонни, ставшего отцом девочек-близнецов, на сцене стоял Эрик Клэптон. Марк, Джон, Алан и Гай вместе появились в Небворте в июне 1990 года, на концерте среди других также выступили Эрик Клэптон, Элтон Джон, Рэй Купер и Фил Палмер, помогая собрать средства для Нордофф Роббинс. Затем вышел альбом On Every Street. За ним последовало напряжённое турне, группа выступила перед аудиторией численностью более 4 млн. зрителей. После всего этого, Марк почувствовал, что ему нужен отдых после напряжённых концертных выступлений и студийных расписаний.

В 1996 Марк начал сольную карьеру с выпуска альбома Golden Heard. Альбом был просто шагом вперёд в его творчестве, "это только движение вперёд:попытка стать лучше". Кроме этого, он написал музыку к нескольким фильмам. Первым был Local Hero в 1983 , затем в 1884 саундтрэки к фильмам Cal и Comfort and Joy, в 1987 The Princess Bride, двумя годами позднее Last Exit To Brooklyn, следующими были вышедшие в 1998 году Metroland и Wag The Dog.

Второй сольный альбом Марка вышел в сентябре 2000 года. Его саундтрэк к фильму A Shot At Glory должен выйти в ближайшем будущем. В настоящее время Марком Нопфлером/ Dire Straits проданы миллионы синглов и более 105 миллионов альбомов.

Став известным, Марк сотрудничал с разными артистами. Ему довелось работать вместе с такими людьми как Боб Дилан, Вэн Моррисон, Рэнди Ньюмэн, Бадди Гай, Тина Тёрнер, Фил Линотт, Вилли ДеВилли, Эрик Клэптон, Вайлон Дженнингс, Чет Эткинс, Фил Эверли, Винс Гилл, Пол Френклин, Кэйт и Анна Макгарридж, Пол Бреди, The Chieftains, Бен.И.Кинг, Мэри Чапин-Карпентер, Джоан Арматрэйдинг, Скотт Уолкер, Джефф Хили, The Judds, Джимми Нейл, Брайан Ферри, Айзтек Кемера, Стили Дэн, Стинг, Сонни Ландрет, Джеймс Тейлор, Эммилоу Харрис, Джиллиан Уелш и Дэвид Роулингс. Он также посвятил много времени благотворительности. Dire Straits выступили в трёх концертах Prince's Trust, участвовали в 1985 году в концерте Live Aid и в 1988 году, в концерте посвящённом 70-летию Нельсона Манделы. В 1995 году Марк участвовал в записи сингла Knockin' On Heaven's Door, в сентябре 1997 года был одним из артистов, участвовавших в концерте Сэра Джорджа Мартина Музыка для Монсеррат в Ройял Алберт Холле.

Notting Hillbillies, также провели много благотворительных концертов, для сбора денег на различные цели. Марк - лауреат бесчисленных наград и званий, не последняя среди которых, присуждённая ему в мае 1993 Почётная Музыкальная Степень университета Ньюкасла, которой он по настоящему гордится.

Марк Нопфлер - истинный поэт, и песня для него - король. Он говорит, что он сам никогда толком не понимал, почему его музыка так популярна. И в этом он не одинок. В ревю, посещенном выходу в ноябре 1998 года сборника Sultans of Swing обозреватели журнала Mojo пишут "ошеломляющие тиражи отражают уровень профессионализма Марка Нопфлера в области создания песен и игры на гитаре, и хотя есть что-то особенно сокровенное и дружелюбное в этом прокуренном голосе и плавной гитаре, масштаб его успеха по прежнему трудно объяснить. Кто-то пытается объяснить этот феномен тем, что музыка Марка содержит обращение. Лучшее объяснение находит в своём эссе Роберт Сэнделл "как не бушует пламя панковского гнева вокруг них, они не пытаются скрыть своей любви к музыкальному стилю, который комиссары современной культуры окрестили неуместным. Кто ещё смог устоять и остаться самим собой в этом новом бодром мире анархии, технических манипуляций и антимузыкальности. Не отрицая их несомненных артистических качеств, подкупает совершенное непринятие всей этой модной чепухи, которое уже спасло Dire Straits от судьбы быть мгновенно забытыми подобно их панковским сверстникам. Когда как другие живут и умирают в свете рекламы и разочаровывающих тиражей, они незаметно завоёвывают мир. Более того, Dire Straits остаются сверхкоммуникабельными. Сердечное простодушие их музыки, исходящее от хриплого голоса и элегантно извлекаемого тона Фендера, пронизывающего песни, звучащие свежо и вне времени, обладает захватывающей дыхание откровенностью".

Есть и другая сторона в жизни Марка Нопфлера - его личная. В середине 80- х годов Марк он был назван "спокойным человеком рок-н-ролла". Он застенчив от природы и смущается когда слышит от поклонников признания о том, как их впечатляют его песни и как его музыка меняет их жизнь. Марк женился трижды. Его вторая женитьба принесла ему в 1987 году двух близнецов - сыновей Бенжи и Джозефа, а последняя - на Китти Олдридж - увенчалась рождением в 1998 году дочки Изабеллы. И сейчас после более чем двадцатилетнего служения своей профессии, он семейный человек, который любит проводить время со своей женой и детьми.



Поделиться: