В Москве одновременно состоялась презентация книги Между небом и землей и премьера фильма, созданного на ее основе. В связи с этим событием в Россию приехал писатель и автор сценария картины Марк Леви. Доброволец Красного Креста и архитектор по профессии, Леви несколько лет назад начал рассказывать своему сыну разные истории и так неожиданно стал писателем.
- Марк, как архитектор становится писателем?
- Это непростой вопрос, поскольку, в общем, нет никакой связи между архитектурой и литературой, если бы не мой сын. Однажды мне захотелось написать историю для того мужчины, которым он станет, когда вырастет. И чтобы он прочитал ее именно в том возрасте, когда я написал ее для него. Пока я рассказывал сыну эту историю, он был совсем маленький, но в эти несколько часов мы были лучшими друзьями в мире.
- Действие вашей книги Семь дней творения разворачивается в Сан-Франциско. Это место так долго выбиралось Богом и Люцифером, что, кажется, и для вас его выбор был неслучаен. Итак, чем вас привлек этот город?
- Я это сделал по двум причинам. Первая причина - исторического характера. Сан-Франциско всегда называли Содомом и Гоморрой Америки. После огромной волны китайской эмиграции этот город стал средоточием насилия, пьянства и пороков. После землетрясения 1916 года он оказался практически стерт с земли, и пуритане увидели в этом знак Господен. Сан-Франциско был восстановлен, а во главе его встал генерал Шерман, он стал совершенно пуританским. Через несколько десятилетий город принял огромную волну хиппи, и Сан-Франциско стал самым прокуренным городом в мире, над которым простирались облака гашиша. Поэтому мне казалось, что именно этот город подходит для того, чтобы там скрестились Бог и Дьявол. Это как будто такое футбольное поле, на котором между ними проходит не один матч. Вторая причина - личная. Сан-Франциско - это город который я очень люблю, который очень много для меня значит. Я был слишком молод, когда попал туда, поэтому облако гашиша проплыло мимо меня, но я все же люблю его, и для меня большое удовольствие каждый раз снова делать его ареной моих романов.
- В этом году состоялась премьера спектакля французского драматурга Эрика-Эммануэля Шмитта Отель между двух миров. Сюжет основан на ситуации, когда человек пребывает между жизнью и смертью. Судя по книге и фильму Между небом и землей вас также волнует эта тема. Чем она вас привлекает?
- Честно говоря, меня больше привлекает то, что происходит в жизни. Когда я работал в Красном Кресте, я видел, как умирают люди, слышал много разных историй. Я слушал этих людей, что они говорят перед смертью, многие из них говорят: Если бы я только знал. И я всегда стараюсь изобразить персонажей, которые успевают что-то сделать за время своей жизни.
- Пару лет назад появился первый фильм - канадский - Дени Аркана Нашествие варваров фактически воспевающий эвтаназию. В этом году Малышка на миллион долларов получила главного Оскара. Ощущение, что ваш фильм Между небом и зе
млей - первый в кинематографе выступает против. Вы действительно против эвтаназии?
- Фильм не против эвтаназии, основа его сюжета не относится к эвтаназии. Это просто одна из линий сюжета. Однако существует некое особое состояние, именуемое комой, и режиссер фильма дает вам надежду, что главная героиня выйдет из состояния комы. Но проблема эвтаназии не ограничивается теми, кто находится в коме. Ведь эвтаназия - это не только выдернуть из розетки аппарат, когда умер мозг. Настоящая ее суть в другом - соглашаться или нет. Имеем ли мы право сократить страдания тех людей, которые при смерти или больны очень опасной болезнью. И это как раз к сюжету фильма не особо имеет отношение. Конечно, можно сделать так, что люди, смотря картину, будут задаваться этой проблемой. И вы можете увидеть сцену, где действительно ставится вопрос отключения аппарата, но создатели фильма не собирались углубляться в эту проблематику и не планировали давать ответ на вопрос о необходимости эвтаназии.
- Как создатель книги и автор сценария одноименного фильма расскажите, что вы считаете основным в этих произведениях?
- Они о том, как любовь изменяет человека, позволяя ему найти смысл в жизни. Я лучше буду рассказывать о романе. Кома, в которой находится Лорэн - это метафора. Это женщина, которая очень много работает, и работа занимает всю ее жизнь. Ее жизнь - это карьера. Но вместе с тем жизнь ее пуста. И, в конце концов, оказывается, что, в общем-то, она и не живет. Так что, повторюсь, ситуация с комой, это фактически метафора жизни, поскольку Лорэн жива без души, покинувшей ее тело. В свою очередь Артур (второй герой книги) не живет сегодняшним днем, он пребывает в прошлом. И, вместо того, чтобы думать о том, что будет завтра, он движется по жизни безо всякой цели, безо всякой надежды, потому что для него жизнь заключается в памяти, в том, о чем он вспоминает. Вместо того, чтобы испытывать счастье, находить его вокруг себя, в текущей жизни, он несчастен, потому что он живет тем, что он потерял, что прошлое. Еще одна метафора, которая мне показалась удачной, то, что только Артур единственный видит Лорэн. Потому что мне кажется смешным, когда говорят - любовь слепа. Наоборот, мне кажется, что любовь позволят увидеть то, чего не видят другие. Встреча Артура и Лорэн меняет и его и ее, потому что она влюбляется в Артура и потому что впервые она вынуждена принять чью-то помощь. Душа Лорэн возвращается в тело, и она становится цельным человеком. А в Артуре внезапно просыпается любовь, и он впервые в своей жизни начинает отдавать: со времени смерти матери он живет эгоистом, ничего не давая окружающим
. И вдруг, чтобы спасти жизнь Лорен, он обязан дарить ей свою любовь, заботиться о ней. Таким образом, он освобождается от прошлого, и перед ним открывается будущее. В романе есть символическая сцена, когда они занимаются любовью. Считается, что в этом акте мужчина забирает тело женщины, но здесь происходит обратное. И в этот момент они составляют одно целое. И тогда при их расставании возникают особое волшебство и магия. В этом кроется основная тема книги, ее основная красота.
- Из того, что я прочитала в ваших книгах, становится понятно, что вы, безусловно, интересуетесь религией. Но кажется, что основной религией для вас всегда остается человек.
- Конечно, человек, и тому есть три причины. В религии для меня есть некий парадокс. Она всегда пытается стать любовью, но люди убивают друг друга из-за религии. Фактически все религии проливают кровь, заставляют проливать кровь других. Такое происходит потому, что есть огромная разница между верой и религией. Человек часто пользуется религией, отворачиваясь при этом от истинной веры. А религия часто использует человека так же, как им пользуется любая власть. Но вот вера - это уже любовь. Как бы ни именовался Бог, какой бы ни была вера. Парадокс по-моему убеждению заключается еще и в том, что все религии согласны в том, что Бог создал человека. Но если Бог создал человека, если он решил создать людей разного цвета кожи, говорящих на разных языках, почему тогда верующие ходят в синагоги, в мечети, в церкви, чтобы молится своему Богу. Почему мысль, что они все Его творенье, не умещается в их головах? Это странно и непонятно. Если бы Бог захотел, все люди были бы одного цвета кожи и говорили бы на одном языке, он бы так и сделал. Но почему он создал людей разными? Потому что если бы он этого не сделал, не было бы разницы ни в чем, не было бы ума, интеллекта, взаимоотношений. История показывает, что когда в государстве, в племени, в любой организации устанавливается единомыслие, придуманное людьми, жаждущими захватить власть над другими, это ни в коем случае не является мыслью Господа Бога, его идеей. И есть еще третье противоречие. Как получилось, что столько людей верят в Бога, которого никогда не видели и не увидят, но совершенно не доверяют людям, окружающим их, с которыми они сталкиваются каждый день? Эта мысль побудила меня написать роман, где есть ангел и демон, где они встречаются. Но цель его - не создание произведения о противоборстве добра и зла. Цель романа - сказать о том, что существуют две противоположности. И когда эти две разницы, два различия, встречаются и любят друг друга, получается человеческое существо.