Молдавско-израильский композитор, музыковед и педагог. Профессор (1972) и ректор (1974—1994) Академии музыки и танца имени Р. Рубиной в Иерусалиме. Лауреат премии имени С. А. Кусевицкого за произведение «Голоса памяти» (1986).
Марк Копытман родился в 1929 году в Каменец-Подольском в семье врача. В 1950 году окончил Черновицкое музыкальное училище по классу фортепиано и в 1952 году Черновицкий медицинский институт. Работал врачом вo Львове и одновременно занимался в Львовской государственной консерват
ории имени Н. В. Лысенко по классу композиции и теории музыки у профессора Р. Симовича. После окончания консерватории в 1955 году поступил в аспирантуру при Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского в класс композиции профессора С. С. Богатырёва. Защитил кандидатскую диссертац
ию «О канонической имитации» по теории композиции в 1958 году и был направлен преподавателем композиции и теории музыки в Алма-Атинскую консерваторию. С 1963 по 1972 год преподавал композицию и теорию музыки в Кишинёвском институте искусств имени Г. Музическу.
Из ранних произведений М. Р. Копытма
на выделяются симфоническая поэма «Предания старой крепости» (1954), симфония в 4-х частях (1956), «Песни о заточении и борьбе» на стихи Николаса Гильена (1957), хоровой цикл «За далью даль» на стихи А. Т. Твардовского (1960), цикл детских песен (1959—1964), вокальный цикл на стихи Сильвы Капутикян
«Песни трудной любви» (1964), пьесы для квартета на основе буковинского украинского (1956) и казахского (1962) фольклора. За годы жизни в Кишинёве на молдавском языке М. Р. Копытманом были созданы оратория «Песни кодр» на слова Виктора Телеукэ (1965), хоровая композиция «Сорок лет» на слова Виктора
Телеукэ для смешанного хора (1964), опера «Каса маре» (гостинная) в двух актах для солистов, хора и оркестра на либретто Виктора Телеукэ по пьесе Иона Друцэ (1966-1968, переработана в виде двух сюит из оперы в 1980 и 1999 годах), хоровая композиция «Десять молдавских народных песен» (1966—1972). В 1
972 году им была написана симфоническая поэма Soare cu dinţi (соаре ку динци) на стихи молдавского поэта Михая Чиботару, которую он переработал уже в Израиле в 1994 году. По мотивам молдавской народной музыки созданы «Шесть молдавских мелодий» (1965). В 1964—1965 годах был написан «Второй кварт
ет» на еврейскую тематику памяти отца, в 1968, 1981 и 1992 годах переработанный для виолончели и струнного оркестра под названием «Кадиш» (поминальная молитва), синфониета и концертино. С конца 1960-х годов М. Р. Копытман начал сочетать традиционные элементы с авангардистскими средствами композиции
(алеаторика, сонористика), что нашло отражение уже в его «Концерте» (1970) и «Незаконченных стихах» (1969) на тексты М. Геловани, В. Занадворова, Х. Калоева и Н. Майорова.
В эти годы на русском языке были изданы теоретические работы М. Копытмана «О канонической имитации» (Советская музыка, 2, 195
8), «Множественные каноны и канонические последовательности» (Вопросы музыкознания, 3, 1961), «Симфоническая музыка» (в сборнике «Очерки по истории казахской музыки», 1962), «Теоретические работы С. С. Богатырёва» (Москва, 1972), учебник «Хоровая композиция» (Москва: Советский композитор, 1965), кни
ги «Музыкальные формы и жанры» (Алма-Ата, 1959), «О полифонии» (Москва: Советский композитор, 1961), «Хоровое письмо» (Москва, 1971).
В 1972 году М. Р. Копытман переехал в Израиль, где был назначен профессором композиции в Академии музыки и танца имени Р. Рубиной в Иерусалиме. В 19
74 году М. Р. Копытман был избран заведующим кафедрой теории музыки и композиции и ректором Академии, оставаясь в этой должности до 1994 года. В 1991 году он основал камерный ансамбль «Дорон» для исполнения произведений композиторов XX столетия.
В Израиле им были написаны «Октябрьское солнце» для
меццо-сопрано и оркестра на стихи Иегуды Амихая (1974), «Голоса» для сопрано, фортепиано и оркестра (1974—1975), балеты «Монодрама» для труппы «Бат-Шева» (1975) и «Призма» для труппы «Бат-Дор» (1976), музыка к спектаклю о герoине Сопротивления в Венгрии Ханне Сенеш «Крылья» (1979), вокализ для мецц
о-сопрано и оркестра «Ротации» (1979); цикл «Cantus» (I—VII, 1984—2002) для струнного трио, для виолончели с оркестром, для альта с оркестром и других инструментов; «Голос памяти» на основе фольклора йеменских евреев (1981, премия имени С. А. Кусевицкого, 1986), камерная опера «Камерные сцены из жиз
ни Зюскинда из Тримберга» (1982—1983) о похождениях еврейского миннезингера, поэта и врача первой половины XIII столетия из Баварии на либретто Рехи Фрайер (1892—1984) для солистов, хора, танцоров и оркестра; серия хоровых произведений на стихи Йехуды Амихая («Врата без стен», 1975; «Рассеянные рифм
ы», 1988; «Помни о любви», 1989) и на стихи еврейских поэтов древности и средневековья, а также Эдмона Жабе («Письма о Сотворении», 1987; «Из еврейской поэзии», 1996); вокальные циклы на стихи средневекового каббалиста Авраама Абулафии (1240—1291) «Круги» (1986), Эдмона Жабе «Восемь страниц» (1989),
Йонатана Ратоша «Уйти» (1989) и «Если есть седьмые небеса» (2001), Давида Фогеля «Три ночи» (1996).
На английском языке были опубликованы работы «Pitch Graph» (пособие по анализу и композиции на основе симметричных вариантов — додекафонических и вольносочинённых, Иерусалим: Unipress, 1974; второ
е издание — Иерусалим: Jerusalem Academy of Music and Dance, 2000), «Rotations — Transformations and Pitch Graph» (Ротации, 1975), «Bach's Secret Counterpoint» (секретный контрапункт Баха, 1985), четыре тома этюдов по композиции «Studies in Composition» I—IV (1982—2002): «About Heterophony» (о гетер