Американский предприниматель, один из 4 основных инвесторов Центральной Тихоокеанской железной дороги (Central Pacific Railroad).
Центральная Тихоокеанская железная дорога по меркам своего времени проектом была воистину впечатляющим как по размаху, так и по важности. Во главе проекта стояло, как ни странно, всего лишь 4 человека; старейшим и опытнейшим из них был Марк Хопкинс.
Родился Хопкинс в Хендерсоне, округ Джефферсон, Нью-Йорк (Henderson, Jefferson County, New York). Формально его звали Марк Хопкинс-младший; Марк, однако, лишился отца в чрезвычайно юном возрасте и 'младшим' его практически не называли.
После смерти отца Хопкинс бросил школу и устроился работать клерком. В 1837-м он начал изучать право вместе со своим братом Генри (Henry); позже, однако, Марк увлекся предпринимательской деятельностью. Известно, что Хопкинс был партнером в компании 'Hopkins and Hughes' и бухгалтером и управляющим в 'James Rowland and Company'.
Вскоре после начала Золотой лихорадки Хопкинс организовал компанию 'New England Mining and Trading Company'; 26 человек скинулось по 500 долларов, закупили необходимые товары и отправилось в Калифорнию.
Прибыли в Сан-Франциско изыскатели 5 августа 1849-го. Сначала Хопкинс открыл магазин в Плейсервилле, Калифорния (Placerville, California); увы, на этом поприще преуспеть ему не удалось.
В 1850-м Марк открыл магазин в Сакраменто (Sacramento); руководил им Хопкинс вместе с другом, Эдвардом Миллером – будущим секретарем Центральной Тихоокеанской железной дороги.
22 сентября 1854-го Хопкинс женился на своей кузине Мэри Франсис Шервуд (Mary Frances Sherwood).
В 1855-м Марк и Коллис Хантингтон (Collis P. Huntington) основали компанию 'Huntington Hopkins and Company'; занималось это предприятие поставками стали и разного рода машинерии.
В 1861-м Хопкинс, Хантингтон, Чарльз Крокер (Charles Crocker) и Леланд Стэнфорд (Leland Stanford)
основали Центральную Тихоокеанскую железную дорогу. Из всех четверых основателей Хопкинс был самым старшим и самым скупым – за что и получил должность главного казначей компании. О скупости Марка ходили легенды; говорили, что он способен 'выжать 106 центов из доллара'. В компании Хопкинс играл роль чрезвычайно важную; как признался позже Хантингтон, ни одно решение не могло пройти без одобрения Марка. Справедливости ради следует отметить, что компании это шло исключительно на пользу – Хопкинс пользовался авторитетом вполне заслуженно. Он был прирожденным предпринимателем и ошибок практически не делал.
Хопкинс был известным вигом, завзятым аболиционистом и одним из основателей республиканской партии Калифорнии.
Вошедшая в притчу скупость Хопкинса имела свои пределы; так, супруге удалось убедить Марка построить в Сан-Франциско (San Francisco, California) довольно солидное поместье. Неподалеку, кстати, располагались поместья других основателей Центральной Тихоокеанской железной дороги. Строительство поместья началось в 1875-м; работы вел известный архитектор Уильям Шелдон (William Wallace Barbour Sheldon).
Увы, насладиться новым поместьем как следует Хопкинсу не пришлось – к 1875-му здоровье его откровенно никуда не годилось. В 1878-м Марк Хопкинс скончался во время поездки на служебном поезде, неподалеку от Юмы, Аризона (Yuma, Arizona); на момент смерти предпринимателю было 64 года. К тому времени строительство поместья еще не завершилось; позже со своей задачей архитекторы все же справились, однако уже в 1906-м их работа была уничтожена землетрясением. В 1926-м на месте, где когда-то стоял особняк, был построен отель имени Марка Хопкинса.
Тело Марка Хопкинса было захоронено на кладбище Сакраменто, Калифорния (Sacramento, California).