У истоков повествовательной римской прозы стояло имя оратора, писателя и государственного деятеля Цицерона. Судьба то возносила его высоко — он был консулом в Риме, подавил заговор против республики аристократа Каталины, стал проконсулом Киликии, достиг своими защитительными и обвинительными речами и литературными трактатами колоссальной популярности, оставил большое эпистолярное наследие,— то отворачивалась от него, и тогда он постигал горечь изгнания, становился жертвой жестоких преследований.
МАРК ТУЛЛИЙ ЦИЦЕРОН (106—43 гг. до н. э.). У истоков повествовательной римской прозы стояло имя оратора, писателя и государственного деятеля Цицерона. Судьба то возносила его высоко — он был консулом в Риме, подавил заговор против республики аристократа Каталины, стал проконсулом Киликии, достиг своими защитительными и обвинительными речами и литературными трактатами колоссальной популярности, оставил большое эпистолярное наследие,— то отворачивалась от него, и тогда он постигал горечь изгнания, становился жертвой жестоких преследований.
Страстный приверженец свободы и республики, Цицерон защищал свои идеалы в обличительных речах, которые в литературе принято называть жанром «хулы» или «поношения».
В 70 г. до н. э. каскад его речей против Гая Верреса, наместника Сицилии, поднял такую волну возмущения, что посрамленный правитель вынужден был еще до окончания суда отправиться в изгнание. Цицерон создал одиозный портрет жестокого и алчного человека, не гнушавшегося грабежом ценных произведений искусства, безнаказанно притеснявшего рядовых граждан, и вместе с тем показал печальную картину нравов своего времени, когда римская республика оказалась на грани катастрофы.
Речи против Луция Сергия Каталины, произнесенные в 63 г. до н. э. и позже литературно обработанные автором, привели, по словам самого Цицерона, к «спасению государства», содействовали подавлению заговора, предотвращению поджога Рима и резни.
В судебной речи, произнесенной в 61 г. до н. э. в защиту греческого поэта Авла Лициния Архия, которого хотели незаконно лишить гражданских прав, Цицерон подчеркнул нравственно-социальное значение художественного творчества для облагораживания человека: «Эти занятия воспитывают юность, веселят старость, при счастливых обстоятельствах служат украшением, при несчастливых — прибежищем и утешением, радуют на радость, не обременяют на чужбине, бодрствуют вместе с нами по ночам, странствуют с нами и живут с нами в деревне». Этот отточенный словесный оборот обличии прозвучал в видоизмененном у русского просветителя М. Ломоносова:
Науки юношей питают, ртраду старцам подают, В счастливой жизни украшают, В несчастный случай берегут.
Каждая речь Цицерона — завершенный памфлет с острым сюжетом, синхронным тому событию, которое явилось предметом страстной критики или защиты, с анекдотами о знаменитых людях, новеллами, примерами аналогичных случаев, живыми бытовыми картинами, яркими портретами — характеристиками лиц, причастных к данному делу, вымышленными диалогами, цитатами или изречениями, шутками и насмешками. Отвлекался он и на другие жанры, написал своеобразное подражание платоновской утопии также в форме диалога «О государстве» (51 г. до н. э.), дополнением к которому стал незавершенный диалог «О законах».
«Идеальный» порядок, по Цицерону, достигается благодаря принципу «справедливости», «разума» и «согласия» между сенатом и народом, устанавливаемому «первым среди равных» — особым деятелем с обширными знаниями, владеющим искусством оратора. Этому мастерству посвящен особый трактат «Об ораторе» (55 г. до. н. э.).
Нравственной проблематике посвящены Цицероном сочинения «О старости», «О дружбе» и «Об обязанностях» (44 г. до н. э.). В последнем из них в форме наставлений сыну Марку Цицерон продолжает свою социально-политическую утопию и создает образ идеального гражданина. Уподобив единоличную власть государственной измене, «отвратительнейшему и омерзительнейшему отцеубийству отечества», «тягчайшему из всех преступлений» против человечности, Цицерон пишет, имея в виду Цезаря: «Если кто-нибудь скажет, что это страстное желание прекрасно в нравственном отношении, то он безумен».
По словам Вольтера, «„Рассуждение об обязанностях" — лучшее сочинение по нравственной философии, которое когда-либо было или будет написано».
В 44 г. до н. э. Цицерон создал философскую повесть-диалог «Тускуланские беседы», посвященную Марку Юнию Бруту — будущему убийце Цезаря, человеку, близкому автору по увлечению философией. Это в основном моральные размышления в диалогах о том, что более всего беспокоит человека в его жизни, делает его уязвимым, о презрении к смерти, преодолении боли, утешении в горе, страстях, добродетели.
После убийства Цезаря в 44 г. до н. э. Цицерон, следуя традиции древнегреческого оратора IV в. до н. э. Демосфена, чьи речи против македонского царя Филиппа II были названы филиппиками, выступил со своими филиппиками против консула Марка Антония. В 14 памфлетах (44—43 гг.) Цицерон объявил своего противника наглецом, негодяем, глупцом и трусом, носителем мерзких человеческих пороков и грозил ему судьбой Каталины и объявлением гражданской войны.
Цицерон стал жертвой начавшихся преследований и был зверски убит в 43 г. до н. э., а его голова оказалась выставленной на форуме, где ранее он клеймил социальное зло и отстаивал справедливость.
К творчеству Цицерона — его патетическому красноречию — было обращено внимание эпохи Великой французской революции в лице Мирабо и Робеспьера. В борьбе Цицерона против деспотизма А. И. Радищев и русские декабристы видели символ «духа вольности».
--------------------------------------------------------------------------------
Панорама веков: Зарубежная художественная проза от возникновения до ХХ в.: Популярная библиографическая энциклопедия.-М.: Книжная палата, 1991. - 576с.