Будучи студенткой, она начала свою кинокарьеру. Причем начала ее более чем удачно. Уже за одну из первых своих работ – главную роль в короткометражке Ларисы Бочаровой «Завтра день рождения» - начинающая актриса получила Приз на Международном фестивале ВГИКа в 2001 году и Cпeцпpиз пpeдceдaтeля жюpи Кинофестиваля «Кинoтaвp» в 2002 году.
Лауреат Приза за лучшую женскую роль на Международном ВГИКовском фестивале (2001, за фильм «Завтра день рождения»).
Лауреат Cпeцпpиза пpeдceдaтeля жюpи Кинофестиваля «Кинoтaвp» (2002, за фильм «Завтра день рождения»).
Лауреат Приза за лучшую женскую роль на Кинофестивале «Кинoтaвp» (2007, за фильм «Русалка»).
Коренная москвичка Мария Шалаева сразу после окончания школы поступила на актёрский факультет ВГИКа в мастерскую Иосифа Райхельгауза. Будучи студенткой, она начала свою кинокарьеру. Причем начала ее более чем удачно. Уже за одну из первых своих работ – главную роль в короткометражке Ларисы Бочаровой «Завтра день рождения» - начинающая актриса получила Приз на Международном фестивале ВГИКа в 2001 году и Cпeцпpиз пpeдceдaтeля жюpи Кинофестиваля «Кинoтaвp» в 2002 году. Ничуть не менее интересной, хотя и не отмеченной наградами, оказалась и ее Катя Колобкова в картине Ю.Рогозина «Первокурсница».
ВГИК Мария вскоре бросила, но это ничуть не помешало ее дальнейшей работе в кино. В 2003 году Маша снялась сразу в нескольких фильмах, в том числе в главных ролях в остросюжетной картине «Рубеж атаки» (Полина Сторожева) и военно-приключенческой ленте «Честь имею» (Маринка), а также в нескольких эпизодах, среди которых, наиболее запомнившиеся: Ирка в «Марш-броске» и девушка с телеграфа в «Бумере».
Рассказывают, что в жизни Мария Шалаева легка на подъем. Она работала официанткой в одном из московских клубов, путешествовала по Франции… Кстати, именно в самолете Москва-Париж Маша и познакомилась с режиссером Сергеем Ткачевым. Тот, завороженный ее обаянием, тут же принялся писать сценарий своего очередного фильма. Писать именно под Марию. Он и главную героиню, не долго думая, назвал ее именем.
Этот факт, а также природный талант актрисы, помогли Марии очень органично вписаться в предложенный образ. Ее героиня – юная москвичка Маша, приехавшая к отцу в Париж – легка и естественна.. Вот отрывок из рецензии на фильм Натальи Бобровой: «…Девушка-тинейджер летит вприпрыжку по Парижу… Легкий рюкзачок, джинсики… Вот она звонит в дверь одного не самого респектабельного дома. Её открывает заспанный мужчина в шапочке… «Вам кого?» - «Здравствуйте, вы мой папа…». Хмурый русский парижанин Дима (Дмитрий Шевченко), по-старомодному застенчивый, <…> вынужден предоставить 14-летней малышке кров в его крохотной съемной квартирке, где парижским шиком, и не пахнет. Незваная дочь, которую он видел последний раз в пеленках, будет надевать отцовский халат, пытаться уснуть в папиной постели, кадриться с арабами на Елисейских Полях, ночевать на втором ярусе качелей-каруселей, выбрасывать отцовские презервативы, заподозрив его в измене стабильной подружке, и терзать папу наивным вопросом: «А что ты будешь делать, если я забеременею?».
Фильм был тепло принят критиками. «В Машиных глазах тонешь, - пишет Мария Шубина («Harper's BAZAAR»). - Нужны были бы сравнения с Голливудом, сказали бы - ранняя Вайнона Райдер. Не внешне похожа, а по сути. Осталось только дождаться таких же и в таком же количестве ролей…»
«Маша вообще удивительно органична… Такая естественность и детскость напоминали бы
о Лолите, но самой Маше было бы гораздо интереснее узнать, как бы она смотрелась в роли Анны Карениной…» (Ксения Рождественская, «L'OFFICIEL'» 09' 2004).
«…открытие фестиваля - фильм «Маша» и юная актриса Маша Шалаева. Маша реальная совсем не похожа на Машу экранную. Она работает в кадре с обаянием и правдивостью маленького зверька, переиграть которого невозможно в силу того, что нет никого естественнее детей и зверей. У Маши, которую на фестивале все принимали за ребенка, в послужном списке несколько больших ролей и перспектива яркого кинематографического будущего. Нашлись бы режиссеры, которые сумели бы использовать эту потрясающую органику и невероятную искренность…» (Александр Колбовский, «Московские новости» 10'2004 г).
В течение следующих трех лет Мария снялась в триллере «Ночной продавец» (невеста), сериале «Карусель», картине «Частный заказ» (проститутка) и романтической комедии «Повелитель эфира» (Динка). Роли, скажем так, были проходными. Зато в 2007 году актриса вновь «выстрелила».
Очередной успех Марии Шалаевой принесла роль Алисы в картине Анны Меликян «Русалка» (современная версия сказки Андерсена). И вновь роль писалась специально под актрису. Рассказывает Анна Меликян: «Это не Маша появилась на проекте, это проект родился благодаря тому, что где-то в этом огромном городе ходит по улицам такая удивительная, фантастическая девушка Маша Шалаева. Которая еще не догадывается, какая она удивительная, но я это знаю и знаю уже давно. Просто не было подходящей истории для нее, чтоб всем показать, какая она прекрасная. А поскольку прекрасным нужно делиться, я решила больше не ждать и придумать эту историю специально для Маши. Так родилась «Русалка».
В очередной раз Маше пришлось играть героиню, которая намного младше ее. На момент съемок Шалаевой было 25 лет, а ее Алисе 18. Однако, как и в случае с «Машей» никакого диссонанса не вышло. Маленькая, худенькая актриса действительно выглядит намного младше своих лет, а ее задор, непосредственность и несомненный талант помогают легко вживаться в роль.
На вопрос, что было самым сложным при съемках фильма, Мария Шалаева признается: «Самое сложное быть вот таким вот настоящим человеком – как Алиса. Все время тянуло на какой-то цинизм. Вещи наивные как раз очень тяжело делаются. Но благодаря нашему режиссеру все получилось. Я вообще хочу сказать, что тут нет моей особой заслуги, есть большая заслуга Ани Меликян – она написала сценарий, она меня позвала на эту роль. Мы познакомились еще во ВГИКе, вместе учились: я – на актерском, она на режиссерском. И она меня еще тогда пообещала снять».
Картина имела большой успех на кинофестивале «Кинотавр» в 2007 году. За свою работу Мария Шалаева была отмечена Призом за лучшую женскую роль.
2000 Завтра день рождения
2001 Иммендо
2001 Умник или Одиссея, год 1989
2002 Пер-р-вокурсница
2002 Марш-бросок
2002 Монах
2003 Таксист – сериал
2003 Рубеж атаки
2003 Бумер
2003 Честь имею (Фейерверк)
2004 Маша
2004 Чай, кофе, потанцуем
2005 Повелитель эфира
2005 Карусель
2005 Ночной продавец
2006 Вы не оставите меня
2007 Братья Кароамазовы
2007 Частный заказ
2007 Русалка
2008 Нирван