Не имея голоса сильного, мощного, певица использовала его природную летучесть, тембристость, мастерски меняя динамику и окраску звука. Ее исполнению были присущи большая экспрессия, тонкое чувство фразировки, полное слияние музыкального и сценического образов.
Старый абажур высвечивает бледное пятно на овальном столе, где разложены свидетельства времени - фотографии: желтоватые, с неровными краями - это бабушка, черно-белые - мамины кинопробы, и современные, художественные, на которых юная девушка гармонично вписывается в изящный корсет начала века. Маша Максакова - дочь известной актрисы Людмилы Максаковой и внучка легендарной оперной певицы Марии Петровны Максаковой стала продолжательницей знаменитого рода, избрав своей судьбой оперное искусство.
- Сейчас немало творческих династий: Михалковы, Кончаловские, Суриковы: Если у меня будет ребенок, и он решит тоже заниматься искусством - это будет уже четвертое поколение прямых наследников рода Максаковых - тогда мы, возможно, попадем в книгу рекордов Гиннеса. Пожалуй, ради такого соблазна стоило бы даже плюнуть на его личное развитие и насильно усадить за фортепиано - научить владеть инструментом можно даже зайца. Вот с голосом посложнее: либо он есть, либо нет: Мне в этом отношении повезло, спасибо бабушке:
Основательница творческой династии Мария Петровна Максакова родилась в 1902 году в благополучной семье служащего Волжского пароходства Сидорова. Но так получилось, что семья рано лишилась кормильца и восьмилетней Маше - старшей из детей пришлось зарабатывать деньги. Она пошла петь в церковный хор, за что получала аж целый рубль в месяц. К семнадцати годам Мария настолько овладела голосом, что ее зачислили в труппу Астраханского театра оперы, где доверили исполнять вторые главные партии. В это время в Астраханскую оперу приехал на гастроли знаменитый баритон, оперный антрепренер Максимилиан Карлович Максаков. Сам он был родом из Австрии, и так как богатырским ростом он не отличался, что для баритона в то время было непростительно, сделать достойную карьеру в театре не мог. Поэтому он и создал антрепризу. Максимилиан Карлович приметил худенькую голосистую девушку, но сразу же категорически заявил: "Голос у тебя замечательный, но петь ты не умеешь". Маруся осерчала и поехала прослушиваться в Петроградскую Консерваторию: где получила точно такое же резюме. Огорченная, девушка вернулась к Максакову.
- Не знаю, можно ли трагедию назвать удачей? Но именно то, что в это самое время Марк Карлович овдовел, сыграло решающую роль в судьбе моей бабушки. По легенде его жена перед смертью сказала: "Маруся хорошая девочка, женись на ней". Так он и поступил, пообещав из бабушки сделать настоящую певицу. Тогда ему было пятьдесят лет, а ей всего восемнадцать.
И действительно, через три года Мария Максакова дебютировала в Большом театре с партией Амнерис в опере "Аида", да так успешно, что на долгие годы стала ведущим голосом этой сцены. Правда, однажды повздорив с руководством, Мария два сезона выступала в Мариинке:но это ее популярности ничуть не повредило. Бог справедлив, и если он дает успех в карьере, он отбирает личное благополучие. На исходе 16 лет счастливого брака умирает муж, учитель и друг Марии Петровны, через год, выдержав траур, она выходит замуж за советского дипломата Я. Х. Довтяна, выезжает с ним заграницу... Однажды после блистательного концерта в Колонном зале супруги возвращаются домой и встречают у порога "черный воронок". Больше Мария Петровна своего мужа не видела никогда.
- Два года бабушка сидела на чемоданах и вздрагивала от каждого шороха за дверью. Из энергичной хохотушки с дерзким характером она превратилась в угрюмую, молчаливую, напуганную женщину. А потом в утешение в 1940 году родилась моя мама. Кто был ее отцом так и оставалось тайной до самой смерти бабушки. Отчество записали Васильевна:Бабушка была страшно напугана, потому что на самом деле отцом ее ребенка был баритон Большого театра Александр Волков, который через два года после рождения дочери эмигрировал в Америку - такого бы Советская власть бабушке не простила бы.
Маленькая Людмила Максакова так толком и не поняла, что ее мать прима Большого театра, она лишь раз видела, как стоя рукоплещет публика ее знаменитой родительнице - это был прощальный концерт, именитую певицу отправили на пенсию в самом расцвете творческих сил, когда ей не исполнилось и пятидесяти лет. Но нет худа без добра - именно этот факт принес певице всенародную популярность.
- Оставшись не у дел, бабушка стала петь народные песни и разъезжать с ними по стране. Зарабатывая деньги, она приумножала популярность. Из каждой радио-тарелки звучал ее голос - такая известность нынешним поп-звездам и не снилась!
С точностью до наоборот сложилась карьера Людмилы Максаковой - творческий подъем пришелся на вторую половину жизни. После школы по наставлению Марии Петровны Людмила пошла поступать на переводчика в институт Морриса Тореза, а по пути зашла в Щукинское училище и сразу поступила туда. Довольно рано выйдя замуж за талантливого художника-графика Андрея Збарского, сына знаменитого врача, который бальзамировал тело Ленина, Людмила Васильевна родила сына. Но очень скоро муж иммигрирует в Америку: а Людмилу почему-то перестают приглашать в кино.
- Есть такое понятие "дети отрабатывают карму своих родителей" - иммиграция мужа в Америку помешала карьере и бабушки и мамы, очень надеюсь, что меня эта участь минует.
И снова фантазер-судьботворец путает карты, посылая Людмиле Васильевне в качестве второго мужа иностранца.
- Мой отец из очень хорошего польского рода, во время войны его родители убегая из Польши, сожгли все, включая семейный герб. В конце концов, осели в ФРГ - знали бы, что так получится, семейные реликвии сохранили бы. Бабушка и дедушка были идеальной парой: он - занимался парапсихологией, она - налаживала культурные отношения с Россией, очень дружила с Фурцевой. Мой отец физик и приехал в Россию, как представитель фирмы Сименс. Однажды на дне рождения общих знакомых он встретил мою маму, вечером пошел ее провожать до дома и сразу же, возле порога сделал ей предложение. Мама была в шоке, на брак с иностранцем она не могла так сразу решиться. Но отец проявил завидную настойчивость, да и к маминому сыну Максиму он относился с большой любовью.
Через год эта романтическая история все-таки закончилась браком. Правда и этой паре не удалось избежать проблем - Советская страна по-прежнему отгораживалась от мира "железным занавесом", и ее не радовало, что этот "занавес" раздвигался в супружеской спальне. Игенбергсу Петеру Андреасу отказали в визе в Советский Союз.
- В это время бабушка уже лежала больная, Макс был маленьким - все это "свалилось на голову" маме. Отчаявшись, она позвонила в приемную Громыко и сказала: "Если вы сейчас же не дадите визу моему мужу, то я напишу записку, что у меня Народная, дважды награжденная орденом Ленина мама лежит-умирает, и сын малолетний плачет, а сама поднимусь на девятый этаж своего дома и выброшусь из окна". Почему-то это отчаянное заявление смутило Громыко, и буквально на следующий день отцу дали визу. На этом проблемы не закончились - сначала не выпускали из страны маму, потом Макса, а когда, наконец, собрали все визы, родителей в аэропорту арестовали - на Максе была модная майка, отпечатанная, как газета, таможня почему-то решила, что таким образом они хотят вывезти секретную информацию о стране. Майку оставили в аэропорту и потом всю дорогу шутили - мама уже была беременна мною - что если родится мальчик, его назовут Авир, а если девочка - Виза. Слава Богу, что меня назвали Машей в честь бабушки, а то бы не известно, как сложилась моя судьба...
То, что она дочь известной актрисы Маша никогда не ощущала. До шести лет она жила на даче с многочисленными нянями и гувернанткой-француженкой. Ее все-время навещал папа, а мама приезжала по праздникам с шумным хороводом гостей. Зато праздники удавались на славу: с песнями, играми, лотереями, подарками. Брошенной девочка себя никогда не чувствовала. Когда Машенька приехала в Москву, она поступила в школу, где учились дети музыкантов и певцов с мировыми именами, поэтому ощущения собственной исключительности не было. Инициатором того, чтобы дочка занималась музыкой, был папа. Мама в искупление того, что не выполнила наказ своей матери и не поступила в институт Морриса Тореза, настраивала дочь именно на это образование.
- К тому, что я по шесть часов в день просиживаю за фортепиано, мама относилась не серьезно, она считала, что концертмейстер - это не профессия, другое дело переводчик! Чтобы ее не расстраивать я поступила в ее вожделенный институт: Но через год поступила еще и в Гнесинское училище. Папа всегда мне говорил, что единственный способ чего-то добиться в жизни - хорошо учиться. И я училась: хорошо и легко. Сейчас я владею четырьмя иностранными языками, заканчиваю Юридическую академию. Зачем мне это надо? Я понимаю, что голос - это хрупкий инструмент и помню, на примере своей бабушки и мамы, что карьера артиста зависит не только от его таланта, но и от многих обстоятельств - во всяком случае, я всегда смогу себя обеспечить.
Маша Максакова полная теска своей бабушки Марии Петровны, видимо, поэтому она унаследовала любовь к оперному искусству, а не к драматическому театру. Да и кино ее никогда не привлекало - мама не тянула дочку на съемочную площадку, как это делают многие сердобольные родители-актеры. Лишь однажды Светлана Дружинина пригласила маму и дочку Максаковых попробоваться на роль Екатерины Великой - маленькой и взрослой. В тайне от отца сделали пробы, а потом решили, что ничего путного из этого не выйдет - Маша уже тогда "болела" оперой. Возможно, пройдут годы, и на сцену Большого театра снова выйдет Мария Максакова - внучка Марии Максаковой. Ну а что касается личной жизни - Маша пока не замужем, видимо предписанный ей кармой муж-иностранец пока не доехал до суровой страны под загадочным названием Россия...