Учителя отмечали, что мальчику гораздо больше нравится играть и заниматься спортом, чем учиться. То, что он предпочитал спорт сидению над книгами, было хорошо в плане его физического развития и закладки того фундамента выносливости, который впоследствии поддерживал его в форме, необходимой для звучания голоса такой немыслимой силы. В последние годы своей жизни он держался исключительно благодаря этой натренированности, приобретенной в детские годы.
Человек, известный всему миру как Марио Ланца, родился 31 января 1921 года в Филадельфии, в семье Антонио Кокоцца и Марии Кокоцца-Ланца. Мальчика назвали Альфредо Арнольдо Кокоцца. Отец его в 16 лет эмигрировал в Америку из итальянского города Филиниано, служил в Вооруженных Силах США (37-й полк 145-й инфантерии), был тяжело ранен в бою при Аргоннском лесу и впоследствии демобилизован, получив пенсию по инвалидности. Мать будущего певца, Марию Ланца (из мужского варианта ее имени и девичьей фамилии он впоследствии и создал свой сценический псевдоним), родители привезли в Америку из другого итальянского городка, Токко Да Касауриа (в Абруцци), когда ей было всего 6 месяцев. Мария познакомилась с Антонио Кокоцца в 1919 г. В то время ей было только шестнадцать, но спустя каких-нибудь несколько недель после первой встречи Антонио и Мария поженились. Молодожены поселились в доме Сальваторе Ланца, отца Марии, по адресу: Филадельфия, Крисчен стрит, дом 636. Там 2 года спустя и родился наш герой - «Фредди», как называли его в семье. Когда Марио исполнилось 9 лет, семья переехала в дом 2040 по Мерси стрит, который был гораздо просторнее перенаселенного дома на Крисчен стрит. Марио учился в трех школах: сначала в «Сент-Мэри Магдален ди Пацци», затем в «Вэр Джуниор Хай Скул», наконец, в «Саусерн Хай Скул». Учителя отмечали, что мальчику гораздо больше нравится играть и заниматься спортом, чем учиться. То, что он предпочитал спорт сидению над книгами, было хорошо в плане его физического развития и закладки того фундамента выносливости, который впоследствии поддерживал его в форме, необходимой для звучания голоса такой немыслимой силы. В последние годы своей жизни он держался исключительно благодаря этой натренированности, приобретенной в детские годы. В доме, где рос Марио, была обширная коллекция записей Карузо, и мальчик каждый день слушал их. Эти записи стали для него первым опытом приобщения к музыке и пению, он учился петь, подпевая им. Но первым настоящим учителем юного дарования был баритон Антонио Скардуццо, который вовремя предостерег Марио от перенапряжения голоса, преподал ему основы вокальной техники и попытался привлечь к изучению сольфеджио – но эту область музыкальной грамоты Марио так и не постиг. Он работал со Скардуццо восемь месяцев. Его следующим учителем стала Ирен Уилльямс, которая не только давала ему уроки пения, но и организовывала его выступления на различных общественных мероприятиях.
Со временем остро встала проблема платы за обучение. Мать Марио работала на нескольких работах, чтобы оплатить его учебу, но для оплаты полноценных занятий ее заработков никогда не хватало. Помощь пришла в лице Уилльяма К.Хаффа, концерт-менеджера Филадельфийской Музыкальной Академии. Он организовал для Марио прослушивание у Сергея Кусевицкого (вопреки распространенному мнению, легенда о том, что Кусевицкий случайно услышал пение Марио, когда тот подрабатывал доставкой грузов и привез в Академию фортепиано, не соответствует действительности). На Кусевицкого голос Марио произвел такое сильное впечатление, что он пригласил юношу учиться у него в Танглвуде - школе для подающих надежды певцов и музыкантов. Школа находилась в Беркшире. Марио переехал туда и усердно взялся за учебу. В качестве выпускного экзамена он спел партию Фентона в школьной постановке оперы Николаи «Виндзорские проказницы». Не слишком большая роль для тенора, она, тем не менее, предъявляла к исполнителю определенные требования. Марио справился с ней и был замечен музыкальными критиками, которые написали: «… Еще одно выдающееся дарование в труппе – молодой тенор Марио Ланца, исполнявший роль Фентона».
Следующей крупной ролью стала… роль рядового Кокоцца на базе ВВС США в г. Марфа (штат Техас). Во время службы в армии Марио прошел прослушивание у Питера Линда Хейза и был включен им в состав концертной труппы, выступавшей на военных базах по всей стране. Затем Ланца получил роль в патриотическом шоу «Крылатая победа», поставленном Моссом Хартом. Марио выступал в этом шоу до мая 1944 г. и демобилизовался из Вооруженных Сил 29 января 1945 г. Вместе с армейским приятелем Бертом Хиксом он отправился в Нью-Йорк, чтобы познакомиться с его сестрой Бетти, о которой Берт часто рассказывал другу. Когда Марио и Бетти представили друг другу, они влюбились с первого взгляда, и после короткого периода ухаживания сочетались гражданским браком 13 апреля 1945 г. Счастливая судьба свела Марио с баритоном Робертом Уидом. Тот организовал для Марио выступление в радиошоу компании Эй-Би-Си Celanese Hour вместо заболевшего тенора Джена Пирса, обычно выступавшего в этом шоу. Для Марио это была не только интересная работа, но и возможность оказаться в компании уже знаменитых певцов и артистов. Позднее, опять же с помощью Роберта Уида, Марио был выбран на должность ведущего серии радиопередач «Великие моменты в музыке». Эти передачи он вел с октября 1945 г. по февраль 1946 г.
Теперь преподавателем вокала у Марио была Полли Робинсон, и через нее он познакомился с Сэмом Уэйлером, который стал его первым менеджером. Уэйлер счел, что Марио нуждается в более авторитетном преподавателе, и организовал для него прослушивание у Энрико Розати, который ранее обучал вокалу знаменитого тенора Беньямино Джильи. Розати пришел в восторг от голоса Ланца и сразу же согласился взять его в ученики. Марио учился у Розати 15 месяцев. Это было непростое время, полное не только успехов, но и конфликтов, в основном по причине антипатии Марио к учебе, однако впоследствии Ланца был вечно благодарен Розати за неоценимый багаж знаний и умений, которые тот передал ему. Вместе с сопрано Агнес Дэвис Марио совершил турне по Канаде, начавшееся 10 октября 1945 г. концертом во дворце «Монкалм» (Квебек) и завершившееся в Онтарио в ноябре 1946 г. Турне стало сенсацией. 14 апреля 1947 г. Марио дал концерт в Государственном колледже для учителей в г. Шиппенсберг (штат Пенсильвания). Ему аккомпанировал Константине Каллиникос, который на всю жизнь остался его концертмейстером. Следующей вехой на творческом пути Марио стало его вхождение в состав «Трио Бельканто», наряду с сопрано Франсис Йинд и басом-баритоном Джорджем Лондоном. «Трио Бельканто» с июля 1947 г. и в течение почти года выступало в различных городах США, Канады, Ньюфаундленда и Мексики. 28 августа 1947 г. коллектив был приглашен дать концерт в зале «Голливудская чаша» (Hollywood Bowl) в сопровождении симфонического оркестра под управлением Юджина Орманди. В зале ожидалось присутствие Луиса Б.Майера, основателя и тогдашнего руководителя киностудии «Метро-Голдвин-Майер» (MGM). Джордж Лондон любезно уступил сцену Марио и Франсис Йинд. Как показывает сохранившаяся запись, концерт был великолепен. Голоса Марио и Франсис были в прекрасной форме. Этот концерт изменил всю жизнь Марио и определил его выбор в пользу карьеры киноактера и концертирующего исполнителя. Увы, в тот вечер оперная сцена потеряла тенора, голос которого мог бы стать сенсацией века.
Следующий короткий период жизни Марио состоял из водоворота различных проб и тестов: кинопроб у продюсеров и режиссеров МГМ, голосовых тестов, проверявших его способность производить звук, который удовлетворял бы строгим требованиям звукооператоров. С честью выдержав все испытания, он был вознагражден за свои таланты семилетним контрактом с МГМ, по которому ему должны были выплатить 10 тысяч долларов премии и по 750 долларов в неделю в течение шести месяцев, пока будет отбираться его первый фильм и вестись работа по подготовке к съемкам. В это полгода он волен был делать, что пожелает: давать концерты, выступать на радио, записывать песни. Затем он должен был сняться в своем первом фильме, за который он получит гонорар в 15 тысяч долларов, а если фильм будет иметь успех в прокате, гонорар за его следующий фильм будет поднят до 25 тысяч долларов. Напомним, контракт заключался в 1947 г. Можно представить себе, как велики были бы эти суммы в современном масштабе цен. Но и в то время это были огромные деньги, и Марио подписал контракт.
После того как закончились съемки его первого фильма «Полуночный поцелуй» и пока шла работа по подготовке картины к прокату, состоялся дебют Марио Ланца на профессиональной оперной сцене – в роли Пинкертона в опере Пуччини «Мадам Баттерфляй» в постановке Оперы Нового Орлеана. Роль Чио-Чио-сан спела сопрано Томико Каназава. Вот лишь несколько примеров критических отзывов на эту постановку: «Редко удается увидеть такого совершенного романтического тенора» и «Его исключительно красивый голос безмерно выразителен». Марио пел в этой опере дважды. К несчастью для оперного мира, этим двум вечерам было суждено стать единственным случаем выступления Марио в полноценной оперной постановке. Киностудия МГМ организовала для Марио турне в качестве рекламы его фильма. Дав серию концертов по всем США, Марио вторично выступил в «Голливудской чаше» 24 июля 1948 г., на этот раз с Кэтрин Грейсон. По окончании турне Марио вернулся в Нью-Йорк для работы в студии звукозаписи компании RCA Records. Его первый сеанс звукозаписи состоялся 5 мая 1949 г. Под аккомпанемент Константине Каллиникоса Марио записал четыре музыкальных номера, одним из которых была ария «Холодная ручонка» из оперы Пуччини «Богема». По результатам голосования Национальной Ассоциации музыкальных критиков эта запись была признана «оперной записью года» и включена в Зал славы RCA. В 1950 г. вышел следующий фильм с участием Марио – «Любимец Нового Орлеана». В нем прозвучала песня, ставшая самым популярным музыкальным номером Марио – «Будь моей любовью». В картину также входили 5 оперных номеров в исполнении Марио, в том числе любовный дуэт из «Мадам Баттерфляй» (с Кэтрин Грейсон) ближе к концу ленты. Видя и слыша Марио и Кэтрин в этих ролях, получаешь наиболее полное представление о магии Марио и можешь представить, как блистал бы он на оперной сцене. Этот фильм подарил Марио статус суперзвезды. Огромным успехом сопровождался как сам фильм, так и его звуковая дорожка, особенно «Будь моей любовью» и «Колыбельная Байу». Затем была снята лента, единогласно считающаяся лучшей киноработой Марио: «Великий Карузо». Марио поистине вложил всего себя в этот фильм: он изучал жизнь Карузо, его походку, его привычки, его манеру исполнения, прочел о нем все, что только мог… На момент выхода фильма Марио стал Американским Карузо. Звуковая дорожка фильма побила рекорд продаж – более миллиона копий, и стала первой оперной записью, получившей звание «Золотой диск». После выхода картины на экраны Марио отправился по стране с концертным турне «Великий Карузо», в сопровождении концертмейстера Каллиникоса. На каждый концерт билеты распродавались менее чем за час, в Питтсбурге была даже организована продажа билетов на репетицию, и снова эти билеты были моментально раскуплены. Популярность Марио сделалась огромна. Одним из предложений, поступивших к нему тогда, было от корпорации «Кока-Кола»: вести еженедельную радиопрограмму, которая называлась бы «Шоу Марио Ланца». Предложение было принято, и за период с 26 июня 1951 г. по 22 августа 1952 г. станции Си-Би-Эс и Эн-Би-Си выпустили в эфир 59 передач. Сам Марио пел четыре заранее отобранных номера, и две песни исполнял гость передачи. Наиболее частыми гостями были канадская певица Жизель МакКензи, исполнитель популярной музыки Рей Синатра и Константине Каллиникос, игравший классику. Согласно первоначальному замыслу, шоу должно было идти в прямом эфире, но, приняв во внимание бурный восторг публики на концертах Ланца, менеджеры решили, что спокойнее будет передавать шоу в записи, с искусственно наложенными аплодисментами после каждого номера. Эти передачи показали многогранность таланта Ланца: он исполнял произведения всех авторов, от Коула Портера до Верди, пел эстрадные номера, оперные арии, религиозные песнопения – и был совершенством во всех жанрах. За пару лет существования шоу была создана большая часть его музыкального наследия.
После фильма о Карузо, имевшего ошеломляющий успех, следующим проектом должна была стать лента «Принц-студент». Марио был в восторге, предвкушая съемки в костюмном фильме, но его ожидания не оправдались. С самого начала работы над картиной возникли проблемы, и она была временно отправлена «на полку». Тем временем киностудия настояла, чтобы Марио снялся в ленте «Потому что ты моя» вместе с Дореттой Морроу, ставшей звездой после своего бродвейского дебюта в мюзикле «Король и я». Марио идея фильма крайне не понравилась, и он не стал этого скрывать, публично обозвав картину «хламом». Сценарий и в самом деле был слабоват, но фильм включал несколько песен, ставших хитами Марио, а именно: заглавная песня «Потому что ты моя», а также популярная «Гранада», милая и нежная «Песнь ангелов» и проникновенная «Молитва Господня» (музыка Малотта на слова молитвы «Отче наш»). Последняя могла сравняться по силе веры и воздействия на слушателя только с «Аве Мария» из фильма «Серенада» и, быть может, с концертной версией песнопения «Агнец Божий». Пресса не прошла мимо нелестных замечаний Марио в адрес фильма и того факта, что он не считал фильм достойным своих талантов и всячески осложнял жизнь всем, кто был занят в съемочном процессе. Незамедлительно появились саркастические и обидные для Марио статьи, но он продолжал стоять на своем – что ему не нравится новый фильм. Тем не менее, он снялся в нем, и по выходе картины на экраны частично оправдалось отрицательное отношение Марио к этой ленте: она не имела того успеха, каким пользовались три предыдущие его киноработы.
В августе 1952 г. наконец было возобновлено производство фильма «Принц-студент»: началась запись звуковой дорожки. Процесс создания саундтрека прошел гладко, все музыкальные номера были записаны с первой же попытки. В фильме должны были прозвучать три новые песни, одна из которых – «Пойду с Богом» – стала еще одним «фирменным номером» Ланца. Пение Марио на звуковой дорожке фильма «Принц-студент» без всякого преувеличения совершенно: от мощной и жизнерадостной «Застольной песни» до эмоциональной и нежной песни «Лето в Гейдельберге» он безупречно контролирует свой голос, и фразировка просто безупречна. Но на съемочной площадке ему работалось далеко не так хорошо. Первой сценой, которую должны были снимать, было исполнение песни «Любимая» на террасе. Режиссер Кертис Бернхардт не одобрил исполнительскую манеру Марио и поправил его, сказав, что Ланца поет слишком эмоционально, вместо того чтобы звучать напыщенно и сдержанно, как подобает прусскому принцу. Разумеется, Марио не могло понравиться это замечание, и он живо возразил Бернхардту, что режиссеру следует заниматься только его актерской игрой, а с тем, как нужно петь, Марио как-нибудь сам справится. Режиссер не мог потерпеть, что с ним пререкаются, а Марио – что Бернхардт пытается указывать ему в той области, где он не компетентен… В конечном итоге Марио ушел со съемочной площадки, заявив, что не вернется до тех пор, пока режиссером будет оставаться Бернхардт. Киностудия подала на Ланца в суд, заставив его уплатить в качестве возмещения ущерба 700 тысяч долларов и 4,5 млн долларов за прекращение производства картины. Им также удалось добиться наложения запрета на певческую карьеру Марио: он не мог выступать на концертных площадках, вести передачи по радио, записывать песни – иными словами, никак не мог работать – до тех пор, пока не истечет время, на которое заключен его контракт с МГМ. А до окончания контракта оставалось 15 месяцев. В мае 1953 г. было достигнуто соглашение: киностудия снимает эмбарго с творчества Марио, если он позволит использовать свой голос для озвучивания фильма, а роль принца сыграет другой актер. Так и было сделано. Съемки возобновились с участием Эдмунда Пурдома, который великолепно справился с непростой задачей «играть под фонограмму». Фильм удался, в чем заслуга всех, участвовавших в его производстве, и не в последнюю очередь – фантастической звуковой дорожки, записанной Марио. Некая печальная ирония есть в том, что, когда фильм наконец стал сниматься, режиссером был уже не Кертис Бернхардт, а Ричард Торп, который великолепно работал с Марио над фильмом «Великий Карузо». Во время действия эмбарго компания RCA продолжала регулярно выпускать новые записи Ланца, используя материалы радиошоу «Кока-Колы», так что слушатели не забыли певца, и он мог вернуться к работе. 30 сентября 1954 г. Марио выступил в шоу «Звездный дождь», организованном компанией «Крайслер Моторс». Он не был уверен, что сможет предстать перед публикой в хорошей форме после столь долгого вынужденного простоя, и согласился на предложение организаторов петь под фонограмму. За это немедленно ухватилась пресса, разразившись репортажами под заголовком: «Марио Ланца потерял голос» и т.п. В наши дни певцы по разным причинам довольно часто прибегают к пению под фонограмму, но тогда еще просто не было принято так делать. Марио доказал несправедливость критики, дав домашний концерт специально для прессы, и была установлена дата его второго появления в шоу «Звездный дождь»: 28 октября 1954 г. Он спел два номера – «В небе звезды горели» из оперы «Тоска» и «Однажды» из оперетты Фримля «Бродячий король». Оба произведения он исполнил великолепно. В «Однажды» он вложил столько чувства, что невольно задумываешься, что может заставить человека петь так страстно.
Следующим большим проектом с участием Марио был фильм студии «Уорнер Бразерс» «Серенада» по мотивам одноименного романа Джеймса М.Кейнса. Гонорар Марио по контракту составлял 150 тысяч долларов плюс 35 процентов от прибыли, которую фильм принесет в прокате. В контракте оговаривалось, что именно Ланца принадлежит последнее слово при составлении звукоряда картины, что позволило ему включить в звуковую дорожку малоизвестную, но красивую арию «Любовь тебе не позволит», а также песнь «Аве Мария» (один из лучших его номеров), «Плач Федерико» из оперы Чиля «Арлезианка» (его исполнение этой арии и по сей день остается непревзойденным) и дуэт «О, дорогой Отелло» из оперы «Отелло» (с Лючией Альбанезе). Слушая эту запись, в очередной раз задумываешься, как мог бы быть велик Ланца на оперной сцене – настолько захватывающе передал он силу, волнение и, где надо, угрозу. А заключительная ария «Бог! Ты мог дать мне позор» - исключительное достижение для тенора, никогда не певшего роль Отелло перед публикой. И это при том, что многие исполнители роли Отелло уже теряли настрой, когда добирались до этой арии. Премьера фильма «Серенада» состоялась в Радио Сити Мюзик Холле в августе 1956 г. Картина имела скромный успех, но послужила своей цели: реабилитировать Марио Ланца перед публикой.
В 1956 г. вернулся он и к работе в студии. Были записаны два альбома: первый – «Ланца на Бродвее» и второй – «Кавалькада веселых напевов» (Cavalcade Of Show Tunes). Первый обернулся провалом: на том варианте, что был выпущен в продажу, раздавалось эхо, и голос был страшно искажен, хотя, по всей видимости, первоначальная запись была нормальной, а искажение произошло при последующей работе звукооператоров. Второй альбом – совсем другое дело, он записан блестяще.
В конце 1956 года Марио предложили сняться в Италии. Фильм «Семь холмов Рима» («До свидания, Рим» в итальянском прокате) готовила компания «Титанус – ЛеКлауд Продакшнз», и сценарий снова был очень легкомысленным, но Ланца согласился. 17 мая 1957 г. Марио с семьей – Бетти и четырьмя детьми – покинул Америку и 28 мая 1957 г. прибыл в Неаполь. Горожане и представители властей Неаполя устроили ему шумную встречу, а он-то рассчитывал ступить на землю предков тихо и незаметно. Запись звуковой дорожки к фильму прошла без сучка, без задоринки, аранжировщиком был назначен Джордж Столл, Виктор Янг написал песню «До свидания, Рим», и съемки тоже были хорошо начаты и вовремя закончены. Жизнь казалась прекрасной вдали от Голливуда, где слишком часто возникали стычки среди большого количества звезд и киномагнатов, собранных на ограниченном пространстве. После выхода на экраны фильм не имел большого успеха, он мало выделялся среди других легкомысленных картин, но он показал, что голос Марио по-прежнему прекрасен.
К концу 1957 г. было согласовано рабочее расписание на весь грядущий 1958 год. Но перед этим состоялась поездка в Лондон для выступления перед королевой Великобритании вечером 18 ноября 1957 г. В противоположность злой молве, окружающей это выступление и по сей день, Марио вовремя являлся на все репетиции. Вопреки слухам о трехдневном запое, Марио вел себя наилучшим образом, и выступление в тот памятный вечер имело потрясающий успех. Обычно сдержанные и пассивные, лорды и пэры аплодировали, кричали «Браво!», что не часто можно было увидеть на представлениях для зрителей такого высокого сана. Дав затем концерт для «простых англичан», на следующей неделе Марио вернулся в Рим.
1958 год начался с турне: в январе по Британским островам, затем по Франции, Германии, Голландии и Бельгии. Вначале все шло относительно благополучно, но затем стало ясно, что здоровье Марио подорвано (флебит, подагра, гипертония), и последовали отмены концертов. Из сорока запланированных концертов он смог дать только двадцать три. Один из концертов, 16 января 1958 г. в Ройал Алберт Холле (Лондон), был записан стереофоническим способом и впоследствии выпущен на лазерном диске. Эта запись показывает, что голос совершенно не пострадал от болезней певца, и выступление было превосходным как с вокальной, так и с артистической точки зрения. 13 апреля 1958 года Марио спел в зале «Остерхалле» в немецком городе Киль, и этот концерт стал его последним публичным выступлением. В конце апреля он вернулся в Рим, и со всего мира посыпались творческие предложения. Предполагалось, в частности, что в январе 1960 г. он отправится в турне по Австралии.
В мае 1958 г. Марио подписал контракт на съемки фильма «В первый раз» («Серенада большой любви» в советском прокате). Запись оперных номеров на звуковую дорожку должна была проходить в августе в здании Римской Оперы. Это предполагало серьезное испытание для голоса, к тому же музыканты Римского симфонического оркестра скептически относились к таланту Ланца, многие из них думали, что его голос звучит таким сильным лишь благодаря техническим средствам, а на самом деле его нет. Если бы Ланца допустил ошибки или повел себя по-звездному капризно, ему не простили бы этого. Но он провел сеансы звукозаписи как следует, и все присутствовавшие были единодушны в своих хвалебных отзывах. Директор Оперы готов был прямо на месте заключить с Марио контракт, но тот посчитал себя еще не готовым для вхождения в оперный мир, хотя позднее согласился спеть Каварадосси в постановке оперы «Тоска», намеченной на сезон 1960 г. Съемки фильма «В первый раз» проходили на Капри, в Париже и в Германии, они были закончены вовремя, и бюджет картины не был превышен. 8 августа 1959 г. состоялась премьера. Фильм имел большой успех в прокате, похвалы заслужили пение Марио и его актерская игра, равно как и работа его партнеров.
1959 год был загружен созданием новых звукозаписей и съемками в успешном фильме, Ланца записал альбом «Бродячий король» и начал работу над «Песнью пустыни». Но болезни его обострились, и 17 августа он перенес первый сердечный приступ. 27 августа Марио был госпитализирован в клинику «Валле Джулиа» с признаками второго сердечного приступа и воспаления легких. В конце августа он выписался и закончил работу над записью «Песни пустыни». По иронии судьбы, именно тогда, когда здоровье и силы были уже не те, у Марио было больше контрактов и различных творческих предложений, чем когда-либо до этого. 10 сентября он вернулся на студию «Чинечитта» для проведения сеанса звукозаписи, последним исполненным номером была «Молитва Господня» Малотта, и этой песне суждено было стать его последней записью. Следующие несколько недель были заняты подготовкой к началу съемок фильма, который должен был бы называться «Смейся, паяц». Но 30 сентября Марио обратился в клинику «Валле Джулиа» для обследования, врачи обнаружили признаки артериосклероза и угрожающе повышенное давление. Намеченный было благотворительный концерт в Неаполе был отменен.
6 октября Марио сообщил врачам, что чувствует себя лучше и на следующий день намерен выписаться. Но утром 7 октября 1959 года с ним случился обширный инфаркт. Ему было всего 38 лет. Так погиб величайший тенор всех времен, который, сложись обстоятельства по-другому, еще успел бы совершить переворот в мире оперы и стать Голосом Века. Но все же он немало успел. Своими фильмами и записями Марио Ланца познакомил с искусством оперы людей, которые и знать о нем не знали, он вдохновил начать оперную карьеру самых знаменитых певцов современности, в том числе Трех Теноров – Лучано Паваротти, Пласидо Доминго и Хосе Каррераса, - которые восторженно отзываются о его пении и не забывают упоминать о Марио Ланца как первом источнике их творческого вдохновения. Марио оставил нам прекрасное музыкальное и художественное наследие, за которое мы можем быть только благодарны.