Американский искусствовед, директор музея, редактор журнала и бывший директор Нью-Йоркского культурного центра (New York Cultural Center), с 1972 по 1976 год, а также директор Крайслеровского художественного музея (Chrysler Museum of Art) в Норфолке, штат Вирджиния (Norfolk, Virginia) с 1976 по 1979 год. Он также был главным хранителем Художественной галереи Онтарио (Art Gallery of Ontario) в 1969-1972 годах и основателем и главным редактором лондонского журнала 'Art and Artists Magazine'. Амайя на протяжении 35 лет изучал искусство эпохи модерн, часть этого времени – при поддержке художника Марка Ротко (Mark Rothko), одного из самых известных представителей абстрактного экспрессионизма.
Марио Энтони Амайя родился 6 октября 1933 года в нью-йоркском Бруклине (Brooklyn). Окончив в 1958 году Бруклинский колледж (Brooklyn College), он отправился в Англию (England) и стал помощником редактора журнала 'About the House', выпускаемого Королевским театром в Ковент-Гардене (Theatre Royal, Covent Garden), занимая эту должность с 1962 по 1968 год. Кроме того, в Англии Амайя стал основателем журнала 'Art and Artists Magazine' и оставался его редактором с 1965 по 1968 год. Амайя также написал несколько книг по искусству, таких как 'Pop As Art: A Survey of the New Super Realism' (1965), 'Art Nouveau' (1966) и 'Tiffany Glass' (1967).
3 июня 1968 года Марио Амайя был в офисе Энди Уорхола (Andy Warhol), когда 32-летняя радикальная феминистка Валери Соланас (Valerie Solanas), призывавшая к уничтожению мужчин, ворвалась в офис и открыла огонь по находившимся там людям, серьезно ранив не только Уорхола, но и Марио Амайя, попав ему в правое бедро. Марио в то время было 34 года, ранение было легким, и вскоре его выписали из больницы после проведенного лечения.
На кураторских должностях Марио Амайя устраивал самые крупные и важные выставки предметов искусства арт-нуво, включая 'Realism Now' (1972), 'Blacks: USA' (1973), 'Women Choose Women' (1973), 'Bouguereau', организованную при участии Роберта Айзексона (Robert Isaacson) в 1975, и ретроспективу работ фотографа Мана Рэя (Man Ray) в 1975-м. Когда он стал директором Нью-Йоркского культурного центра в 1972 году, он помог укрепить репутацию Центра как одного из самых оживленных музеев Нью-Йорка того времени. Амайя использовал свое положение в Культурном центре, чтобы провести в музее более 150 мероприятий за три года.
Он также способствовал развитию множества других галерей, читал лекции и выступал в качестве приглашенного профессора в Университете Буффало (University at Buffalo, The State University of New York).
Амайя никогда не был женат. Он скончался 29 июня 1986 года от осложнений СПИДа, в одной из больниц лондонского района Кенсингтон и Челси (Kensington and Chelsea, London), в возрасте 52 лет.