В 1965-м году Марина поступила в Академию изобразительных искусств в Белграде (Academy of Fine Arts in Belgrad), а в 1972-м получила степень магистра в хорватской Академии изобразительных искусств (Academy of Fine Arts in Zagreb).
Сербский художник, перформансист, работы которой далеко выходят за намеченные искусством пределы и открывают зрителям всю подноготную человеческой души. О детстве и юности сама художница вспоминает с иронией: ее двоюродный дед был Патриархом Сербским, а родители — национальными героями, партизанами во Вторую мировую войну. 'Мать всегда по-военному контролировала меня и брата, - вспоминает в интервью Марина, - мне нельзя было быть не дома после 10 вечера, пока мне не исполнилось 29; все представления, все трюки, все порезы, переломы и смертельные трюки — все происходило до 10 вечера'. В 1965-м году Марина поступила в Академию изобразительных искусств в Белграде (Academy of Fine Arts in Belgrad), а в 1972-м получила степень магистра в хорватской Академии изобразительных искусств (Academy of Fine Arts in Zagreb).
Надо сказать, что работы художницы действительно отличались от привычного понимания искусства: даже темы и манера исполнения Абрамович воспринимались публикой по-разному. Так, из раннего периода творчества нельзя не отметить серию работ 'Ритм...', целью которых было глубже понять философию художника и его отношения с миром. В одной из первых работ серии Марина, сидя за столом, играла с 20 разными ножами; постоянно ускоряя темп, она старалась попасть ножом точно между пальцев, однако это не всегда получалось. Все это записывалось на пленку, нож менялся после каждого пореза. Так, едва она нанесла себе 20 порезов, она вновь начала игру, как бы стирая грань между прошлым и
настоящим, стараясь попасть в те же самые места, не меняя темпа.
Не менее интересной также является работа под названием 'Rhythm 0': на столе перед Мариной было разложено 72 предмета, или причиняющие боль, или доставляющие удовольствие; любой посетитель выставки мог использовать предметы по собственному усмотрению, сама же Марина оставалась пассивной. Первое время публика вела себя довольно скромно и деликатно, но, понимая, что ответной реакции от художницы не следует, постепенно начала вести себя более агрессивно: несколько часов посетители кромсали одежду Марины, резали ее затупленными ножницами и кололи иголками в живот, один из посетителей даже схватил заряженный пистолет, но, к счастью, его вовремя остановили. 'Полученный мной опыт говорит о том, что если оставлять решение за публикой, тебя могут убить', - рассказала Марина. Интересно также, что после окончания перформанса Абрамович вышла к зрителям, чтобы поблагодарить за участие, но все до одного разбежались, опасаясь расплаты.
Одним из самых ярких и красивых эпизодов биографии Марины были отношения с художником и фотографом Уве Лайсипеном (Uwe Laysiepen), более известным под псевдонимом Улай (Ulay). Увлеченные друг другом, они работали вместе, поднимая в своих работах довольно громкие философские темы: свобода индивида в отношениях, уникальность художника, возможность самопожертвования ради другого. Так, по мнению критиков и психологов, их работа 'Breathing In/Breathing Out' во многом отражает всю суть человеческих
отношений: соединенные специальным аппаратом, они на протяжении 17 минут дышали переработанным воздухом, который выдыхал каждый из них, после чего одновременно потеряли сознание из-за недостатка кислорода.
Впрочем, после нескольких лет Марина и Улай решили прекратить отношения, но превратить свое расставание в произведение искусства, чтобы оставаться художниками до самого конца. Каждый из них проделал пол-пути по Великой Китайской стене (Улай начал от пустыни Гоби, Марина — от Желтого моря), а их встреча после более 2500 пройденных пешком километров символизировала одновременно вечное расставание. Так, после расставания история любви Марины и Улая была названа одной из самых красивых историй любви 20-го века.
Вновь встретились они нескоро: в 2010-м году Марина представила новую работу - 'The Artist Is Present', в ходе которой каждый желающий мог сесть напротив нее и посмотреть в глаза, ничего не говоря. За более чем 700 часов выставки взглядами с художницей обменялись 1500 человек, среди которых были многие деятели шоу-бизнеса и музыканты, включая Lady Gaga и многих других. Самым ярким событием стала встреча Марины и Улая, которые после стольких лет разлуки впервые взялись за руки, чтобы спустя несколько секунд вновь расстаться.
На сегодняшний день Марина продолжает работать и выступать. За время карьеры у нее прошли выставки во всех крупнейших музеях мира. Для нее искусство неотделимо от жизни: 'Если вам не нравится перформанс — вам не нравится жизнь', - уверена она