Беседа с главным редактором проекта "ШколаЖизни.ру" Марианной Власовой состоялась 26 апреля 2008 года.
Расскажите, когда и при каких обстоятельствах появился сайт shkolazhizni.ru?
-Этот сайт создан Максимом Спиридоновым, ныне он - руководитель Продюсерского центра "Ройбер", под эгидой которого и действуют проекты "ШколаЖизни.ру", "Календарь праздников", "PodFM.ru", "Memori.ru", "Преемник2008". Технической реализацией и поддержкой этого и других наших сайтов занималась и занимается программист Наталья Ивашкевич.
Сайт вырос из почтовой рассылки (не расставшись с этой формой распространения информации), первый выпуск которой вышел 11 мая 2000 года, эту дату мы и считаем днем рождения проекта.
Почему выбрано такое название - "ШколаЖизни.ру"?
-Название, как рассказывал Максим, было придумано для программы на радио, тексты ее выпусков он использовал впоследствии для почтовой рассылки.
Можете ли вы определить основные жизненные этапы shkolazhizni.ru за прошедшие годы? Какими шагами менялся проект?
-В январе 2006 года Максим Спиридонов привлек к работе над сайтом нескольких авторов и корректора и какое-то время на сайте и в рассылке три раза в неделю появлялось по одной новой статье. С апреля 2006 сайт стал пополняться новыми статьями ежедневно, но это не слишком прибавило посещаемости. На том этапе проект ничем не отличался от многих других информационных сайтов. И тогда Максим решил дать возможность читателям самим добавлять статьи на сайт.
22 мая 2006 года была открыта свободная регистрация участников проекта. Естественно, тексты выкладывались очень разного качества, поэтому статьи, можно сказать без преувеличения, были плодом совместного творчества автора и редактора. Не обходились и без заимствований с других сайтов - конечно, с указанием первоисточника (сейчас, благодаря росту числа авторских статей, от заимствованных мы практически отказались). Опубликованные статьи можно было обсудить на форуме, а к сентябрю 2006 участники проекта (и авторы, и просто зарегистрировавшиеся) получили возможность вести свои блоги, в которые информация о том, что автор выложил статью, попадает автоматически.
3.11.2006 интернет-журнал "ШколаЖизни.ру" был зарегистрирован в качестве электронного СМИ. В то время ежедневно в каждом выпуске публиковалось 14 статей. Это число казалось нам достаточным для номера, редизайн сайта позволил довести его до 18-20, увеличение не планируется.
Каким вам хотелось сделать проект? Были ли вы уверены в успехе?
-Мы хотели сделать проект полезным и интересным и были уверены в успехе - его обещал интерес к рассылке и "вебдванольным" возможностям сайта.
Каким образом в настоящий момент вы позиционируете shkolazhizni.ru?
-"ШколаЖизни.ру" - это ежедневный глянцевый журнал с полезными и интересными статьями, написанными в легком доступном стиле.
А еще это сообщество авторов и читателей. Все статьи, выложенные авторами, сразу видны на сайте, сообщения о них появляются в разделе "Редколлегия", и участники проекта могут обсудить их в блоге до публикации, что-то посоветовать автору. Еще авторы могут добавлять материалы любого формата в так называемый "Личный архив", то есть собирать все свое творчество или интересные перепечатки в удобном виде. Таким образом, у каждого зарегистрированного на сайте есть личная страница со статьями, блогом и всеми комментариями, оставленными к своим статьям и статьям коллег. Для профессиональных журналистов, особенно фрилансеров, это замечательная возможность демонстрировать свое портфолио работодателям.
По вашему мнению, достаточно ли сейчас в рунете сайтов "практические вопросы-ответы"? Видите ли вы у этих сайтов какие-то общие недостатки?
-Большинство таких сайтов специализированы по темам. Они востребованы своей аудиторией, но ею же и ограничены. У многих два-три постоянных автора статей либо неуникальный контент, нередки нарушения авторских прав.
Преимущество нашего журнала - в тех возможностях, которые мы предоставляем журналистам и читателям. Качество статей обеспечивается профессионализмом авторов и жестким редакторским отбором текстов.
Можете ли вы предположить, в каком направлении будут развиваться сайты "практические вопросы-ответы"?
-Не берусь предсказать для них светлое будущее - мы потому и стали интернет-журналом, а не просто энциклопедией житейских хитростей, что люди активно интересуются не только тем, "как сделать", но и историей, психологией, творчеством и биографиями известных лиц...
Допустим, на shkolazhizni.ru пользователь в первый раз. На что вы ему посоветуете обратить внимание? Как наиболее эффективно работать с сайтом?
-На главной странице сайта посетитель увидит основной выпуск журнала. Это статьи, отобранные для публикации, проиллюстрированные, снабженные тегами для поиска по аналогичной теме. Логично начать чтение именно с них, чтобы понять, что собой представляет наш контент.
На каждой странице читатель найдет также список лучших статей и список самых активных авторов за последние 30 дней.
В поиске по сайту, в рубриках или облаке тегов можно найти статьи на определенную тему. Прочитав статью, можно поставить ей оценку и посмотреть комментарии к ней, там бывают интересные дополнения.
Незарегистрированному пользователю не видны те комментарии, которые статья получила до публикации, да и чтобы самому комментировать, нужно зарегистрироваться. Это можно сделать на любой странице и продолжить потом с того же места.
В каждой рубрике и архиве статей в целом есть рейтинги статей по различным параметрам, можно посмотреть лучшие материалы. Советую заглянуть в раздел "Редколлегия" - здесь видны последние обсуждавшиеся материалы, в том числе неопубликованные, а также объявления для авторов статей и другие сообщения в блогах.
Тому, кто собирается предложить тексты для публикации, нужно прочитать раздел "Помощь" и поближе познакомиться с сайтом.
Как много статей добавляется на shkolazhizni.ru ежедневно? Каким образом осуществляется проверка материалов?
-На нашем сайте действует самопубликация. Каждый зарегистрированный пользователь может добавить статью, которая сразу видна на сайте.
Потом ее читает редактор и принимает решение о публикации в основном выпуске журнала, основываясь на данных проверки авторства текста, его качестве, актуальности...
Короче говоря, принимаются к публикации интересные авторские статьи, соответствующие требованиям, которые каждый автор найдет в инструкции "Что такое хорошая статья".
Ежедневно появляется 20-30 новых статей, из них часть не подходит для публикации, но остается на сайте, если это не нарушает ничьих прав.
Действительно ли на каждый вопрос есть ответ?
-Конечно. Например, "Не знаю", "Не скажу", "С какой целью интересуетесь?" :)
Сколько человек работают над поддержкой shkolazhizni.ru?
-Интернет-журнал "ШколаЖизни.ру" издается Продюсерским центром "Ройбер", соответственно, к его работе причастны многие сотрудники центра - руководители, рекламная служба, программисты.
Непосредственно к проекту приписано пять редакторов и оформитель, подбирающий иллюстрацию в платном фотобанке.
Каким образом shkolazhizni.ru поощряет активных авторов?
-От количества статей зависит статус автора, а от него - ставка оплаты за статьи. Рейтинги авторов, публикуемые на каждой странице, построены таким образом, что учитывают не только качество каждой статьи, но и их количество за последнее время. Мы выдаем небольшие денежные премии, например, по итогам года были отмечены самый активный автор, самый комментируемый и самый интересный из новичков. Также поощрили самого активного комментатора, критика, поправлявшего опечатки в статьях, и участницу проекта, устроившую в своем блоге виртуальный новогодний бал.
Все подробности и другие новости можно найти в блоге проекта (http://shkolazhizni.ru/news/).
Какие могут быть сложности в рейтинговой оценке авторов? Возможно, накрутки?
-Накрутки у нас исключены техническими средствами, а вот "уронить" оценку очень легко, и статьи со средним баллом меньше пяти уже не попадут в лучшие.
Сообщество периодически обсуждает эту тему, мы пришли к выводу, что необходимо запретить ставить двойки и колы без объяснений. Статей, которые заслуживают таких оценок, у нас просто нет!
Какие темы на shkolazhizni.ru наиболее популярны?
-Кулинария, здоровье, психология, история, семья.
Когда на shkolazhizni.ru появились подкасты? Чем они удобны? Пользуются ли они популярностью?
-Подкасты хороши тем, что их можно скачать на MP3-плеер, мобильный телефон, КПК и слушать на ходу, в машине, на кухне, занимаясь другими делами. Подкаст-лента у нас появилась в марте 2007 года, наш журнал стал одним из первых изданий, выпускающим аудиоверсии своих статей, их можно увидеть (и услышать) в разделе "Подкасты" и при самих статьях. Ежедневно на главной странице появляется свежий подкаст. Наши озвучки транслируются на специализированные подкаст-терминалы, там к ним виден большой интерес.
Сталкивается ли shkolazhizni.ru с проблемой воровства контента? Как вы с этим боретесь?
-Да, наши статьи активно перепечатываются и частенько без соблюдения условий.
Когда мы это обнаруживаем, шлем претензии и вежливо просим поставить гиперссылку и указать автора.
Можно ли говорить, что на shkolazhizni.ru сформировано сильное коммунити?
-"ШколаЖизни.ру" - это замечательное сообщество людей, которые делятся информацией, ценят грамотную речь и журналистский талант, доброжелательно общаются на любые темы.
У нас нет места хамству и нецензурной лексике, за этим следят модераторы.
Автор, выложив текст, получает комментарии членов Редколлегии - зарегистрированных участников проекта - и дорабатывает статью, так что редактору остается только заглянуть в комментарии и принять ее.
Каковы отзывы посетителей shkolazhizni.ru о проекте? Есть ли какие-то моменты, которые им не нравятся? Влияют ли посетители своими пожеланиями на развитие проекта?
-Как правило, те, кому у нас понравилось, регистрируются, начинают общаться, предлагать свои тексты, порой и писать о том, как им у нас хорошо.
Бывают и те, кто приходит с намерением покорить мир своими творениями и резко реагирует на критические отзывы о статьях. Случается, посетитель, не разобравшись, начинает критиковать наши порядки или комментировать статьи, как привык на "падонковских" сайтах. В этом случае само сообщество поясняет ему, что к чему.
На развитие проекта влияют, конечно, зарегистрированные пользователи. Все дельные идеи мы обсуждаем в блогах, любые технические пожелания стараемся реализовать.
Каким образом в настоящее время раскручивается и рекламируется shkolazhizni.ru?
-Это происходит само собой, в результате распространения по интернету наших статей.
С сайтами какой категории shkolazhizni.ru хотел бы наладить/расширить сотрудничество?
-Наш интернет-журнал - идеальная рекламная площадка для коммерческих сайтов, на которых оказывают нужные услуги, торгуют полезными товарами. Потому что наши читатели - люди практичные, разбираться в качестве предлагаемых товаров и услуг мы их научили.
Как много на shkolazhizni.ru зарегистрированных пользователей?
-Более 7700.
Кроме того, имеется адресная рассылка, на которую подписано более 70 тысяч человек, есть RSS-подписки на статьи, подкасты, комментарии, блоги общие и каждого автора, есть трансляции в LiveJournal и LiveInternet.
Какова в настоящее время посещаемость shkolazhizni.ru?
-В день 15-17 тысяч посетителей, около 50 тысяч просмотров.
Можно ли говорить о портрете посетителя shkolazhizni.ru?
-Поскольку наши статьи понятны даже школьникам и интересны даже умудренным опытом пенсионерам, наши посетители - это люди всех возрастов и профессий. Объединяет их то, что все они практичны, ценят полезную информацию и умеют с ней работать.
Можно ли говорить, что shkolazhizni.ru - прибыльный проект? За счет чего?
-Да. За счет баннерной и контекстной рекламы, рекламных статей.
Часть средств направляется на оплату труда редакторов, программистов, выплаты вознаграждений авторам.
Случались ли в жизни shkolazhizni.ru какие-то курьезные ситуации?
-Редакторы веселятся каждый день, встречая в статьях такие перлы... Попадаются и неадекватные ученые со своими теориями, и просто те, кто не умеет, но очень хочет писать статьи. Недавно школьник решил помочь тем, кому предстоит ЕГЭ по русскому языку, и выложил тестовые задания, которые набрал сам с таким количеством ошибок, что стало понятно - он вряд ли сдаст.
Можно ли узнать еще немного о ближайших планах shkolazhizni.ru? Куда движется shkolazhizni.ru?
-Мы уходим от чисто практической направленности, но остаемся глянцевым журналом с доступно поданной информацией, интересными статьями, написанными живым языком.