Популярные личности

Марек Райхман

Дизайнер Астон Мартин
Биография

Машина для Бонда

Марек окончил отделение промышленного дизайна с отличием. Продолжил образование будущий создатель авто Джеймса Бонда в Королевском колледже искусств Лондона. Он работал в Rover Cars, в калифорнийском отделении BMW, затем стал заниматься машинами Land Rover. Он был ответствен за создание принципиально новой модели-2003.


Он родился в Шеффилде в 1966 г. в семье польского эмигранта, который чудом избежал смерти во время Второй мировой войны. Его мать, англичанка, умерла от рака, когда Райхману было всего 6 лет. На плечах отца осталось двое сыновей. Заметив склонность сына к рисованию, он отправил его учиться в колледж в Ньюкасле. Марек окончил отделение промышленного дизайна с отличием. Продолжил образование будущий создатель авто Джеймса Бонда в Королевском колледже искусств Лондона. Он работал в Rover Cars, в калифорнийском отделении BMW, затем стал заниматься машинами Land Rover. Он был ответствен за создание принципиально новой модели-2003.

Что для вас значит работать на Aston Martin?

-Это, наверное, лучшая работа в мире – очень творческая, веселая. Мне нравится работать в небольшой компании – нас всего 1400 человек. В отделе дизайна, который я возглавляю, – 23. Это дает возможность принимать решения быстро.

Как же молодой человек из провинциального города Шеффилда стал директором отдела дизайна Aston Martin?

-Я рисовал с самого детства – для меня это было совершенно естественным состоянием. Мой отец – польский эмигрант, который воспитывал меня и брата самостоятельно, всегда поощрял любые начинания. Он заметил мои способности к рисованию, а позднее – к черчению. Я поступил в колледж, который окончил с отличием, и приехал в Лондон учиться в Королевском колледже искусств. До Aston Martin я трудился на группу Ford, которая на тот момент владела компаниями Land Rover, Jaguar, Aston Martin, Mazda, Volvo. Предыдущий дизайнер ушел на пенсию – понадобилась замена. Я встретился с директором компании Улрихом Бецом для собеседования. Как сейчас помню очень четко, что, когда он мне позвонил, было 11 утра. Когда он сказал: «Я хочу предложить тебе работу», я немедленно направился к холодильнику и достал оттуда шампанское. Я понял, что мне представляется по-настоящему отличная возможность оставить профессиональный след в автоистории.

Какими качествами надо обладать, чтобы быть успешным в вашей профессии?

-Думаю, что без способностей к рисованию и умения понимать формы, линии, пропорции, свойства материалов и красоту предметов не обойтись. Кроме этого, нужно знать и понимать историю бренда, его сильные стороны, а потом все это переводить в форму машины на четырех колесах.

Как появляется идея новой машины – вас посещает вдохновение?

-Меня посещает план производства – каждые три-четыре месяца мы должны начинать разрабатывать новую машину. Вдохновение тоже приходит – из архитектуры, искусства. Я обожаю Заху Хадид, Антони Гормли, очень высоко ценю Ротко за его воображение.

Вы были знакомы с историей Aston Martin до того, как возглавили отдел дизайна?

-Все люди моей профессии независимо от компании, где они трудятся, знают такие выдающиеся бренды. Я не знал деталей истории, но, конечно, представлял, как выглядят легендарные машины серий DB5, DBR1, самые ранние модели Aston Martin, которые участвовали в 24-часовых гонках Ле-Мана. А когда работаешь в компании, то понимаешь, как машина работает и чем обусловлена ее форма.

Насколько важно, чтобы машина принимала участие в гонках?

-Гонки дают бренду свободу. Это значит, что если мы заявляем, что можем делать машины для города и спортивные машины, то мы можем доказать это на практике. Мы участвовали не только в Ле-Мане. Aston Martin выиграл 24-часовую гонку в Нюрнберге.

Модель V12 vantage сошла с конвейера и сразу отправилась на гонки. Я сел за руль в 16 лет и очень хотел бы принять участие в гонках, но при росте 2 метра для гонщика я высоковат.

Вы работаете на компанию уже пять лет. Какая из созданных моделей любимая?

-Самая последняя - Aston Martin One -77. Для меня она воплощает единство прошлого и настоящего, хайтека и почти что ремесленного труда. Она построена совершенно уникальным способом: корпус машины – крыша, каждая дверь – все сделано вручную. Это все равно как если бы ее изваял скульптор. А вот начинка One -77 – это все самое лучшее, что сегодня есть в автопромышленности. Всего будет выпущено 77 штук.

Понятно, что Aston Martin – компания, богатая традициями. Возможно ли в таких условиях вам как дизайнеру по-настоящему проявить себя и сделать что-то новое или приходится работать по старым «лекалам»?

-Приходится делать и то, и другое. Важно обращать внимание на прошлое, но думать о будущем. Необходимо понимать, насколько для такого бренда важно его наследие. История Aston Martin берет свое начало в 1920-х, и за это время на рынок вышло немало моделей, которые стали для многих эталоном стиля. Но язык дизайна машины должен быть современным – мы не копируем старые модели.

Посмотрите на One -77 - это современная оригинальная машина, которая отличается от всего, что вы видите сегодня на дороге. Мне хочется, чтобы бренд развивался и был модным, актуальным.

А что такое модный Aston Martin?

-Это сложное понятие. Для меня быть модным значит быть прогрессивным, постоянно искать что-то новое, быть индивидуальным и современным. Но чтобы в этом жила душа, нужно не бояться опираться на богатое наследие. Кстати, на протяжении уже трех лет мы считаемся самым модным брендом Англии.

И как это все переносится на дизайн настоящих машин?

-Форма машины – это воплощение философии компании. Философия Aston Martin выражается в трех словах: сила, красота, душа. Эти понятия легко перевести на язык дизайна. Под силой можно подразумевать мощность двигателя, технические возможности машины и силу бренда, красота машины в ее линиях, а душа - в истории. Для меня Aston Martin – это простота и чистота линий. Все, что в ней есть, – не потому что мне так захотелось, а потому что это необходимо по эстетическим и техническим соображениям.

Должность обязывает вас водить Aston Martin – это, наверное, приятно. Но если бы пришлось выбирать, какую машину вы предпочли бы водить?

-Мой роман с Aston Martin начался в 14-летнем возрасте. Моей любимой машиной была DB4GT Zagato. Как видите, я отличался хорошим вкусом с детства. Она была мощной, но в тоже время невызывающей – Aston Martin таким и остается. Мне нравятся мотоциклы Ducatti и Alfa Romeo Competizione.

Вы как-то можете охарактеризовать типичных клиентов Aston Martin?

-Эта машина для настоящих знатоков, для состоятельных людей, которые не стремятся выпячивать свое богатство. Они любят качественные вещи – их машина должны быть дорогой и современной по дизайну и начинке. Мне кажется, это те же люди, которые, например, из брендов одежды любят портных на Савил-роу – например, Kilgour, который на протяжении десятилетий шьют безупречные классические костюмы и в то же время делают яркие современные вещи.

А вы так же, как портной, можете «сшить по мерке»?

-Мы не делаем машины на заказ - дизайн Aston Martin идет не от покупателя, а от компании. Наши критерии и принципы не зависят от каждого клиента – к нам приходят, если ценят то, что мы делаем. Цвет машины и материалы, использованные при отделке салона, можно изменить под индивидуальный вкус, но форма и комплектующие остаются неизменными. Каждая новая машина привлекает новые группы клиентов. Так было с серией DBS, а сейчас, когда выйдет Rapide, мы рассчитываем выйти на «семейный рынок» - это будет элегантная 4-дверная машина.

Но я уже работаю над 2-дверной спортивной версией Rapide, которая выйдет в первом квартале 2010-го.

В июле в Лондоне проходит шоу-выставка машин Salon Prive. Вы входите в состав жюри. Какие машины вы будете судить и по каким критериям?

-Мне доверили категорию довоенных и послевоенных суперкаров. Моделей Aston Martin среди них, конечно, нет. Я должен быть беспристрастным. Решение будет приниматься группой людей – критерии различные. Важно, насколько революционным был дизайн машины в прошлом, как она вписывается в современность, как она отреставрирована. Я большой поклонник Bugatti, должен признаться.

Все говорят об экономическом кризисе, но не все признаются, насколько сильно от него пострадали. Как выживает в такое непростое время Aston Martin?

-От кризиса пострадали все, и нечего тут лукавить. Мы продолжаем создавать новые машины и этим поддерживать к себе интерес. В этом году мы уже выпустили две новые модели, а в конце года выйдет Rapide. Продолжать работать – это и есть наша стратегия. Люди любят все новое, а во время кризиса, как правило, если уж и покупают дорогие вещи – машины, дома, ювелирные украшения, предметы искусства, то стремятся купить самое лучшее. Мы это самое лучшее делаем. Еще одна сильная сторона Aston Martin – это сервис. За всю 95-летнюю историю мы изготовили всего 45 тысяч машин. Для сравнения: Porche выпускает 100 тысяч. Потому наши отношения с клиентами на самом деле можно назвать личными.



Поделиться: