Manu Dibango является одной из музыкальных суперзвезд Камеруна. В душе это джазовый музыкант, но кроме того, он доносит до слушателей всего мира стиль Makossa (и другие западно-африканские стили), работая с музыкантами от Johnny Pacheco до Fela Kuti, Fania All-Stars и Don Cherry.
По своему видению он искренне интернационален - в 1949 году он закончил колледж во Франции, и с тех пор на протяжении больших периодов времени жил в Брюсселе, Париже, Киншасе и Кот-Д’Ивуар.
Когда Ману Дибанго (Manu Dibango) приехал в Европу студентом, он мог бы решить спокойно продолжать свою учебу, после чего вернуться в Камерун с дипломом. Его мир не стал бы нисколько шире. Однако, выдающийся музыкальный талант и растущая любовь к джазу вскоре склонили молодого Ману к жизни, полной приключений музыкального плана. Париж, с джазом, проникающим в каждый его уголок и закоулок, стал для Ману самым подходящим местом для того, чтобы смешивать, слушать и учиться. Он познакомился с музыкой Армстронга, Эллингтона, Янга и Паркера и со всей многогранной жизнью парижской джазовой сцены.
Его первая остановка во французской столице была относительно короткой. В ранний период Manu Dibango оказался под влиянием джаза, особенно того, который звучал со сцены джаз-клуба в Брюсселе в начале 1950-ых годов.
Свою карьеру он продолжил на родине в Конго (Заире), где в начале 1960-ых играл с легендарными Kabasele, лидировал в ансамбле под названием African Soul. То было время рождения африканских государств, в жестокой борьбе или более или менее мирно, но слова “независимость”, “афроцентризм” стали общеупотребительными. Великий Кабаселе (Kabasele) пригласил Ману присоединиться к своему новому оркестру под названием “African Jazz” для того, чтобы играть конголезскую музыку. Приглашение было принято, и Ману вернулся в Африку. Любовь к джазу с одной стороны и к традиционной африканской музыке с другой побудила Ману к экспериментам, в ходе которых он сочетал различные стили музыки, создавая свое собственное звучание.
С присущими ему любопытством и чувствительностью Ману всегда интересовался далекими друг от друга, различными стилями музыки. Он пропускал через себя джаз, регги, рэп - все это и многое другое приносило насыщенный эффект.
В 1972 году на счету Ману появился первый хит, получивший международное признание - “Soul Makossa”, который особенно хорошо был принят в США. Это способствовало значительному росту знаний об африканской музыке и слому некоторых доминирующих музыкальных предрассудков. Ману нашел скрытое удовольствие в том, чтобы идти против структуры устоявшихся идей музыкального пуризма и традиционализма. Его цель состояла и состоит в построении мостов между континентами.
А в 1973 году с выходом альбом Soul Makossa его имя поднялось до уровня самых известных музыкантов Африки. Песня “Mouvement Ewondo”, записанная на второй стороне пластинки, была “молитвой” камерунской футбольной команде. Именно она попала на одну нью-йоркскую радиостанцию, после чего стала хитом во всем мире. Одновременно девять ее версий фигурировали в чартах “Биллборда”. Этот ритм был даже перенят Майклом Джексоном в альбоме “Triller”.
По возвращению домой Soul Makossa стал основой для нового поколения музыкантов, комбинировавших вдохновение традиции с последними достижениями звукозаписи. Но публика, как кажется, всегда имела к Manu Dibango противоречивое отношение. Она уважает и восхищается его международным признанием, при этом постоянно его музыку в клубах и на танцплощадках не играют. Сам по себе Soul Makossa был весьма нетипичным произведением в стиле Makossa.
В начале 80-ых Manbu Manu Dibango отдал должное Камеруну, когда записал, сделал аранжировки и представил набор из трех альбомов Fleurs musicales du Cameroun (“Цветы камерунской музыки”). Это - коллекция, на которой собраны лучшие камерунские исполнители как ветераны, так и новые имена в поп-музыке, а также малоизвестные традиционные исполнители. В эти диски вошли самые разнообразные ритмы, которые в 1980-ых и 1990-ых годах вдохнули жизнь в такие стили как pop-makossa, mangambe, assiko и bikutsi.
Ману был первопроходцем в том, что укоренило отношения между музыкой франкоговорящей Африки и Парижем. Он записал и издал более 20 альбомов. Сейчас он также гастролирует по миру, тратит значительное время на то, чтобы поддерживать и вдохновлять молодых музыкантов и бороться за гуманитарные дела. Время ли уходить на пенсию? Конечно же нет. Перевалив через 60-летний порог, Ману слишком молод, чтобы жить лишь памятью.