Народная артистка СССР (1986), лауреат Государственных премий России (1998) и Грузии (1983). Выдающаяся певица современности, крупнейшая представительница отечественной вокальной школы.
Маквала Филимоновна Касрашвили (р. 13. III. 1942, Кутаиси) - грузинская певица (лирико-драматическое сопрано, исполняет также партии высокого меццо-сопрано). Народная артистка СССР (1986), лауреат Государственных премий России (1998) и Грузии (1983). Выдающаяся певица современности, крупнейшая представительница отечественной вокальной школы.
В 1966 окончила Тбилисскую консерваторию по классу Веры Давыдовой, в том же году дебютировала на сцене Большого театра СССР в партии Прилепы ("Пиковая дама" Чайковского). Лауреат всесоюзного и международных вокальных конкурсов (Тбилиси, 1964; София, 1968; Монреаль, 1973). Первый успех пришёл в 1968 году после исполнения партии Графини Альмавивы ("Свадьба Фигаро" Моцарта), в которой ярко раскрылось сценическое дарование певицы.
С 1967 года - солистка Большого театра, на сцене которого исполнила более 30-ти ведущих партий, лучшими из которых по праву считаются Татьяна, Лиза, Иоланта ("Евгений Онегин", "Пиковая дама", "Иоланта" П. И. Чайковского), Наташа Ростова и Полина ("Война и мир" и "Игрок" С. С. Прокофьева), Дездемона и Амелия ("Отелло" и "Бал-маскарад" Дж. Верди), Тоска ("Тоска" Дж. Пуччини - Гос. премия), Сантуцца ("Сельская честь" П. Масканьи), Адриана ("Адриана Лекуврёр" Чилеа) и другие.
Касрашвили - первая исполнительница на сцене Большого театра партий Тамар ("Похищение луны" О. Тактакишвили, 1977 - мировая премьера), Войславы ("Млада" Н. А. Римского-Корсакова, 1988), Иоанны ("Орлеанская дева" П. И. Чайковского, 1990). Участница многочисленных гастролей оперной труппы театра (Париж, 1969; Милан, 1973, 1989; Нью-Йорк, 1975, 1991; Санкт-Петербург, Киев, 1976; Эдинбург, 1991, и др.).
Зарубежный дебют состоялся в 1979 году в Метрополитен Опера (партия Татьяны). В 1983 исполнила партию Елизаветы ("Дон Карлос" Дж. Верди) на Савонлиннском фестивале, позже пела там же партию Эболи. В 1984 дебютировала в Ковент Гардене в партии Донны Анны ("Дон Жуан" В. А. Моцарта), снискав славу моцартовской певицы; пела там же в "Милосердии Тита" (партия Вителлии). В партии Аиды ("Аида" Дж. Верди) дебютировала в Баварской государственной опере (Мюнхен, 1984), на Арене ди Верона (1985), в Венской государственной опере (1986). В 1996 пела партию Хризотемиды ("Электра" Р. Штрауса) в Канадской опере (Торонто). Сотрудничает с Мариинским театром (Ортруда в "Лоэнгрине" Вагнера, 1997; Иродиада в "Саломее" Р. Штрауса, 1998). Среди последних выступлений - партии Амнерис ("Аида" Дж. Верди), Турандот ("Турандот" Дж. Пуччини), Марины Мнишек ("Борис Годунов" М. П. Мусоргского).
Касрашвили ведёт концертную деятельность в России и за рубежом, выступая, помимо оперного, в камерном (романсы П. И. Чайковского, С. В. Рахманинова, М. де Фальи, русская и западноевропейская духовная музыка) и кантатно-ораториальном (Маленькая торжественная месса Дж. Россини, Реквием Дж. Верди, Военный реквием Б. Бриттена, 14-я симфония Д. Д. Шостаковича и др.) жанрах.
С 2002 года - Управляющая творческими коллективами оперной труппы Большого театра России. Участвует в качестве члена жюри в ряде международных вокальных конкурсов (им. Н. А. Римского-Корсакова, Е. Образцовой и др.).
Среди записей выделяются партии Полины (дирижёр А. Лазарев), Февронии ("Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии" Н. А. Римского-Корсакова, дирижёр Е. Светланов), Франчески ("Франческа да Римини" С. В. Рахманинова, дирижёр М. Эрмлер).