Воробьев (Максим Никифорович) - живописец (1787 - 1855), занимающий значительное место в истории русской живописи как художник и как наставник целого поколения русских пейзажистов.
Сын вахтера Академии Художеств, Воробьев в десятилетнем возрасте поступил воспитанником в академию и оказал большие успехи в рисовании, перспективе, архитектуре (профессор Томас де-Томон) и пейзажной живописи; наставниками его в последнем были Ф.Я. Алексеев и, вероятно, М.М. Иванов (пейзажист). Род
живописи, избранный молодым художником или, вернее, назначенный ему академическим начальством, был архитектурно-пейзажный. Он хорошо рисовал и группировал человеческие фигуры, оживлявшие его картины. В 1809 г. Ф.Я. Алексеев, пейзажист декорационного направления, участник экспедиции для изучения ист
орических местностей Средней России, получил в помощники, для писания видов городов, молодого Воробьева. Для оживления этих видов человеческими фигурами Алексеев решил изобразить эпизоды посещения городов государем. Эта официальная задача была выполнена им и Воробьевым с успехом. В 1813 - 1814 гг. В
оробьев присутствовал при главной квартире в Германии и Франции, а в 1820 г. совершил, по поручению правительства, путешествие в Палестину, где он вычертил, вымерил и зарисовал все главнейшие места, чтимые христианами. Трудность этого предприятия заключалась в том, что все измерения и рисунки надо б
ыло делать тайком от надзора местных мусульманских властей. Кроме храмов, Воробьев нарисовал несколько пейзажных видов "Иерусалима" и "Мертвого моря, а по пути в Палестину - виды "Константинополя", острова "Родоса", "Смирны", "Яффы" и др. Все эти материалы для будущих картин заключались в 90 листах
акварельных рисунков частью эскизных, частью весьма оконченных. Путешествие Воробьева к Святым Местам было устроено Николаем Павловичем , тогда еще великим князем, который желал привести в надлежащий вид храм Воскресения Христова, в Новом Иерусалиме, в окрестностях Москвы. По возвращении в Петербург
, Воробьев написал (1823) "Преддверие храма Воскресения в Иерусалиме" и в том же году - "Нева со стороны Троицкого моста при лунном освещении". Позднее - "Внутренность придела Голгофы в храме Воскресения" (фигуры выражают момент призыва к причащению). В 1827 г. Воробьев написал: "Восход солнца над Н
евой", "Мертвое море", "Вечер у Абу-Гоша арабского шейха" (почти жанровая картинка), "Вид Смирны". Во время турецкой войны в 1828 г. Воробьев состоял при свите государя для рисования и писания этюдов по указаниям его величества. Плодом этого времени были между прочим: "Вид осады Варны", "Взрыв Варны
", "Вид Одессы", "Корабль во время бури, на котором находился государь". Глубоко сохранившиеся воспоминания о Иерусалиме были вызваны к жизни через 16 лет после палестинского путешествия ("Общий вид Иерусалима", а также "Вид Константинополя с азиатского берега"). С 1840 г. начинается печальный перио
д жизни Воробьева; потеряв в этом году нежно-любимую жену, он стал перерождаться морально в худшую сторону, впал в излишества, развившие в нем болезнь, от которой он скончался в 1855 г.; в тот же период понизилась и художественная его деятельность. Последние годы своей жизни он занимался преимуществ
енно итальянскими видами, по этюдам, сделанным им в окрестностях Рима и Палермо, во время путешествия 1844 - 1846 гг. Современники ставили Воробьева очень высоко. Н. Кукольник , издатель журнала Изящных Искусств", отзывался о "Виде Константинополя", действительно одной из лучших картин Воробьева, та
к: "это не картина, а ода из воды, земли и воздуха". К лучшим же картинам рода открытого пейзажа с далеким горизонтом принадлежат "Мертвое море" и некоторые виды Невы. "Ночной вид Невы", о котором было упомянуто выше, по стилю напоминает французского художника Жозефа Верне. Впрочем, изображение воды
в движении, в особенности большие волны, слабо удавались нашему художнику, которого главная сила заключалась в линейной и воздушной перспективе и в разумном понимании отношения между силами красок. Если в числе произведений Воробьева было немного чисто художественных, то это следует приписать не не
достатку таланта в нем, а тому обстоятельству, что много лет он, относительно выбора сюжетов и отчасти способов их обработки, был в зависимости от посторонних указаний. Таковы, например, его картины, относящиеся к войне 1828 г., большая часть его перспективных картин святынь Иерусалима, изображения
парадов, торжественных въездов и т. п. работы, в которых безусловная верность с действительностью была господствующим требованием. Большая часть деятельности Воробьева была служебно-художественная и только в редких случаях он беспрепятственно отдавался художественному настроению, причем он передавал
не только общие впечатления от широких пространств, но занимался и мирной жизнью природы, как это видно в некоторых видах Парголова. Самая оригинальная его художественная попытка, впрочем, более смелая, чем успешная, это - "Гроза" (удар молнии в дерево) с человеческой фигурой, скрывающейся от страш
ного явления, оптическая задача, почти невозможная для живописи. Техника картин Воробьева полна знания, обдумана и закончена, но при всем том свободна. Артистическая натура Воробьева выказалась еще в его занятиях музыкой: он прекрасно владел скрипкой. Материально Воробьев был главнейше поддерживаем
заказами Государя и других высочайших особ, пожизненной пенсией за успешное выполнение палестинского поручения; кроме того, он писал картины для графа А.Х. Бенкендорфа , князя М.С. Воронцова, причем он нередко делал по их желанию повторения некоторых лучших своих картин. Однако под конец многие из е
го произведений не были никем приобретаемы, так что у художника составился целый музей его картин, которые разошлись по рукам лишь после его смерти, будучи разыграны в лотерею, не имевшую большого успеха. Главные картины Воробьева находятся во дворцах, в имении Фалл графа Бенкендорфа и в немногих ча
стных собраниях. В Эрмитаже находится "Придел Голгофы". В настоящее время они не могут служить руководством и образцом; но в свое время Воробьев научил многому и многих не только пейзажистов, но даже жанристов и архитекторов. Он, как и никто другой, не мог создать талантов, так что в длинном списке
его учеников встречается больше тружеников (например, братья Чернецовы), чем талантов; тем не менее в числе последних есть такие имена, как безвременно умерший Лебедев , ныне еще действующий Л. Лагорио и прекративший художественную деятельность М.К. Клодт ; А.П. Боголюбов , И.И. Шишкин , вначале бы