Беседа с руководителем проекта Calend.ru Максимом Спиридоновым состоялась 16 ноября 2007 года.
Здравствуйте. Вспомните, пожалуйста, как и когда начинался проект Calend.ru? Какие события поспособствовали появлению Calend.ru? Можно ли определить основные жизненные этапы Calend.ru?
-Проект Calend.ru начинался достаточно необычно - как эксперимент в поисковой оптимизации. Это было почти три года назад, и на тот момент мне было интересно на практике применить знания, что были получены в процессе осмысления поисковой оптимизации, как отрасли и собственных размышлений на этот счет.
Разбирая статистику популярных обращений к поисковикам, я обнаружил, что есть группа запросов, которые в определенный, краткий период времени могут набирать огромное количество показов, а потом быть никому неинтересными. Кроме того, эти запросы фактически не имеют явного коммерческого применения, поэтому на них не обращают особого внимания оптимизаторы, работающие на явное и немедленное получение коммерческой прибыли.
Разумеется, речь о праздниках. Об их названиях, комбинациях слов, где присутствует "название+дата", "название+год", "название+слово "сегодня" и т.п.
Был составлен список главных архетипов обращений, продуманы алгоритмы комбинирования запросов на программном уровне так, чтобы это наиболее полно охватывало принципы формирования запросов, касающихся праздников обычным пользователем и т.п. В общем, была проведена аналитическая и подготовительная работа.
В это же время мы познакомились с Натальей Ивашкевич, человеком, без которого проект вряд ли стал бы тем, чем он стал. Хотя многие не верят в возможность такого сочетания, как "девушка - талантливейший программист", подчеркну, что я лично знаком с этим феноменом :) и не только "Календарь праздников" доказательство неординарности и высочайшего профессионализма Наташи.
Первый дизайн проекта, как и верстку, делал я сам, поскольку веб-дизайном, как хобби, я занимался достаточно давно. Вместе с Натальей мы начали претворять разработанные мной на бумаге алгоритмы в жизнь. Первичный контент был собран только для 3-5 разделов. Кажется, это были праздники России, Украины, Белоруссии и еще пары стран.
После того, как сайт в первой версии был создан, стало ясно, что наполнять его достаточным по объему, а главное, оригинальным контентом задача для одного человека непосильная. Тут возникла идея подключить к рассказу о праздниках разных стран, добровольцев, живущих в этих странах. Ведь именно они, люди не понаслышке знающие традиции, язык и обычаи страны могут об этом компетентно поведать.
Я опубликовал предложение поучаствовать в проекте в одной моей рассылке и, на удивление, реакция последовала колоссальная. Мне стали слать десятки писем с материалами. Возникла новая проблема - обработка материалов, их публикация и т.п. Все они, понятное дело, были "сырыми", написанными непрофессиональными журналистами.
Времени и сил опять не доставало. Тогда и была придумана система редакторских аккаунтов, которую блестяще воплотила в жизнь Наташа. Теперь нам достаточно было создать раздел и назначить редактора, а редактор уже сам мог вносить все праздники, описания, иллюстрации, указывать связи "своих" праздников с другими. Таким образом начала расти база данных.
Первый вариант внешнего вида сайта частично сохранился в веб-архиве. Вот так http://web.archive.org/web/20050405063044/http://www.calend.ru/ проект выглядел в феврале 2005 года.
Второй вариант дизайна появился через год и, за исключением мелких деталей - это и есть то, что можно видеть сегодня (но мы уже немного выросли из него, разделов все больше, поэтому сейчас ведутся работы по созданию нового дизайна).
Постепенно мы все больше внимания уделяли качеству контента и отслеживанию взаимосвязей между праздниками. Так, сейчас под каждым праздником, описанным для одной страны, можно увидеть ссылки на то, как оно отмечается в других странах, а также какие праздники, если имеют родственные связи с ним.
Немаловажную роль в росте качества проекта сыграла Люба Сергачева, наш сегодняшний главный редактор. С ее помощью у нас появились именины, знаменательные даты. Сейчас именно она координирует всю текущую работу по проекту.
Вспомните, на какие другие сайты вы опирались (возможно, пытались перенять удачный опыт), когда проектировали структуру и формат Calend.ru?
-Аналогов у нас нет. Как мы не пытались, мы не смогли найти ни на одном языке мира, такой полной базы данных по праздникам, с описаниями каждого из них, иллюстрациями и, прослеженными связями. Есть просто списки праздников разной степени полноты, но это несопоставимо с тем, что удалось собрать за эти годы нам.
Какие задачи Calend.ru ставит перед собой?
-Мы хотели быть самым информативным и полным источником по теме "праздники". Мы им стали.
Calend.ru получал какие-то награды или премии?
-Мы никогда не участвовали ни в каких конкурсах. Как-то не задавались такой целью :) Правда, вот на днях нас, не спросив, номинировали на какую то премию, как лучший развлекательный сайт 2007 года, наряду с afisha.ru, anekdot.ru и т.п. - http://www.stranitsagoda.ru/nominees.php?id=3. Получим ли мы что-нибудь? Бог его знает :) Мне важнее собственная оценка качества проекта и оценка пользователей, а она высока. Мы постоянно получаем письма со словами типа "как это вы классно придумали"!
То есть отзывы посетителей Calend.ru о проекте исключительно положительные? Нет такого, что им что-то не нравится в проекте?
-Как правило, мы получаем только лестные отзывы и благодарности за проделанный колоссальный труд.
Возвращаясь к успешно внедренной вами системе редакторских аккаунтов - сколько человек работают над поддержкой Calend.ru?
-Редакторов у нас несколько десятков, руководит ими главный редактор, технически поддерживают два программиста, я решаю принципиальные вопросы развития.
У вас есть система поощрения редакторов разделов?
-Система поощрений есть, и многие редакторы были премированы денежно.
Чувствуете ли вы рост интереса среди рунетчиков к теме вашего сайта - праздникам?
-Эта тема вечная - не среди рунетчиков, среди людей. Так что постоянный рост посещаемости нашего сайта, я думаю, связан не с ростом интереса, а с ростом популярности проекта и просто ростом аудитории рунета в целом.
На ваш взгляд, достаточно ли сейчас в рунете информации о праздничных датах?
-Да. И вся она у нас :) кроме шуток.
Можете ли вы определить ваших конкурентов в рунете?
-Прямых конкурентов... наверное, и нет. А косвенных мы давно сильно перегнали.
Пытается ли Calend.ru сотрудничать с другими (не вашей тематики) сайтами?
-Мы сотрудничаем с целым рядом проектов, которым предоставляем информацию сайта в разных, удобных для них, видах. Для примера можно назвать, скажем Яндекс Открытки - http://cards.yandex.ru/. Внизу страницы вы можете увидеть там ссылку на нас, как на информационного спонсора.
Расскажите, как на начальном этапе раскручивался Calend.ru? Каким образом раскручивается Calend.ru в настоящее время?
-Многое я рассказал выше. Специальной раскрутки не было. Была ставка на то, что разработанные алгоритмы оптимизации верны. Так оно и получилось. А дальше все уже зависело от того качества контента, которое мы сможем дать. Мы стараемся :)
Сейчас уже наша реклама - информеры с праздниками, которые люди ставят сами тысячи публикаций в блогах, о том, что "...я вот тут такой праздник нашел...".
А много сайтов установили ваш Информер (http://calend.ru/informer/)?
-Устанавливают много. Учет мы не ведем, но это несколько тысяч сайтов и блогов.
Допустим, на Calend.ru посетитель зашел в первый раз. На что вы ему посоветуете обратить внимание?
-Мне кажется, что все достаточно прозрачно. Можно начать с главной страницы, посмотреть что за праздники в ближайшее время, как они отмечаются в разных странах, какие есть родственные праздники для них.
Можно поздравить кого-либо из знакомых, нажав на соответствующую иконку под описанием праздника, можно отправить линк знакомому или внести дополнительную информацию, если таковая у вас есть, для редакции.
Затем можно глянуть какие важные события произошли в этот день, у кого именины и т.п.
Каким образом вы формируете базу праздников на Calend.ru?
-Это сбор информации добровольными редакторами и просто посетителями сайта, которые присылают порой отрывочные сведения и приведение всего этого "в чувство" штатной редакцией проекта.
Какие темы раздела "Праздники" наиболее популярны среди ваших читателей?
-Разумеется, это текущие праздники, а как разделы, конечно, праздники России, Украины, как стран наиболее полно представленных в рунете пользователями.
На Calend.ru нет форума. Вы не даете посетителям возможность оставлять комментарии, не пытаетесь сформировать community? Почему?
-Форум был, но он был очень малопосещаемым, и мы его закрыли.
А насчет формирования комьюнити - сейчас, вместе с редизайном, ведутся и работы по добавлению новых функций. В том числе, планируется и модная сегодня "социализация" проекта - появление аккаунтов пользователей и формирование комьюнити, но это... строго между нами :)
Сталкивался ли Calend.ru с воровством контента? Пытаетесь ли вы как-то с этим бороться?
-Да, сталкивался. Когда видим откровенный плагиат, требуем ставить ссылку, но когда текст "творчески" переосмысляется, это сделать сложнее...
Воровство контента - бич всех контент-проектов.
Какова посещаемость Calend.ru?
-Обычно 12-15 тысяч человек в сутки. На пиках до 20-25 тысяч.
Можно ли говорить о портрете посетителя Calend.ru?
-Человек 18-35 лет, жизнерадостный и любопытный. :)
Большее вряд ли можно сказать - тема праздников объединяет очень разных людей.
Можно ли говорить, что Calend.ru - прибыльный проект?
-Да, проект приносит прибыль от продажи рекламных площадей.
Каким образом можно разместить рекламу на Calend.ru?
-Достаточно зайти на http://calend.ru/reklama/, выбрать желаемую позицию и написать об этом через контактную форму.
Расскажите, если можно, о ближайших планах Calend.ru.
-Как и говорилось выше: будем социализироваться, а значит, давать пользователям возможность создавать свои календари праздников, получать напоминания о выбранных праздниках, общаться с другими пользователями в рамках проекта.
Спасибо за интервью. Всего вам доброго
-И вам спасибо.