23 февраля 2005 года исполняется 105 лет со дня рождения Максима Максимовича Штрауха. Вряд ли многие узнают его без грима, ведь Максим Штраух вошел в историю советского кино прежде всего как актер, сыгравший Ленина. Однако на счету талантливого актера роли в фильмах и спектаклях – ничуть не менее яркие.
Мастер кропотливый и парадоксальный, лабораторно добросовестный - так рекомендовали Штрауха советские кинокритики. В подтверждение приводили многочисленные дела - папки, в которых Максим Максимович хранил дома материалы для ролей: наброски грима, исторические справки.
Актерская биография Максима Штрауха началась в 1921 году на сцене Первого Рабочего театра Пролеткульта. За более чем 50-летнию карьеру он побывал актером Театра Мейерхольда, Театра Революции, Малого театра и снова Театра Революции, вернее – Театра имени Маяковского, сыграл в 32- фильмах.
Максим Максимович Штраух побывал актером и режиссером, поработал ассистентом Эйзенштейна в картинах Броненосец Потемкин, Октябрь, Старое и новое... Ленин-Айболит, Максим Штраух добился признания: народный артист СССР (1965), лауреат Ленинской (1959) и Государственных премий СССР (1949, 1951 – дважды). Немного жаль, что современники знали его в основном как Ленина, хотя надо отдать должное актеру – с этими ролями актер справился и вполне заслужено получил премию За своеобразное, впечатляющее и глубокое человеческое воплощение образа Ленина на XI МКФ в Карловых Варах.
Киновед, сценарист и режиссер Владимир Юренев о Максиме Штраухе
Зимним утром 1947 год я пришел на Потылиху к Эйзенштейну, чтобы помочь ему работать над материалами на монтаже. Сергей Михайлович был тяжело болен, в этот день ему было хуже. Он лежал на тахте, на своем мексиканском цветастом одеяле, а в кресле сидел – я его сразу узнал – Максим Максимович Штраух.
Вы не знакомы? - спросил его Эйзенштейн. Я робко сказал: Конечно, я знаю, много видел. А Штраух элегантно и светски приподнялся и сделал мне приветственный жест.
Действительно, кто тогда из нас, вгиковцев (я был тогда уже молодым преподавателем), кто из нас не знал Максима Максимовича Штрауха. Мы все увлекались его ранними эксцентрическими ролями в спектаклях и фильмах Эйзенштейна. Мамилюков-Проливной вдруг очутился в пьесе Островского На всякого мудреца…, и Штраух играл его в костюме белого клоуна. Дальше, сыщик, который похож на бульдога, который рыскает и скрывается в толпе в Стачке. Мы знали, что Штраух входил в пятерку знаменитых ассистентов Эйзенштейна, снимавших с ним Броненосец Потемкин, Октябрь, Старое и новое. Ну и, наконец, кто же не знал таких ролей Штрауха, как шпион в Привидении, которое на возвращается Абрама Роома. Государственный чиновник Пырьева, где Штраух играет сначала маленького, забитого, робкого, униженного человечка, который овладев большой суммой денег становится стяжательным, жадным, опасным, подозрительным – это была большая сатирическая роль. Ну и конечно, другие роли Штрауха, которые были у всех на глазах.
Я заметил, что до моего прихода Сергей Михайлович и Максим Максимович о чем-то тревожно говорили. Только потом, спустя много лет я понял, что, вероятно, они обсуждали беду, которая надвигается на них. Штраух играл в картине Юткевича Свет над Россией Ленина, причем это была его 5 или 6 картина, где он играл Ленина. И вот, над этой картиной нависла беда – она не понравилась Сталину и была запрещена. Вероятно, Сергей Михайлович и Максим Максимович обсуждали эту беду. А меня тогда занимала и умиляла ласковая дружелюбность, с которой они разговаривали. Эйзенштейн называл его Мака, а Максим Максимович Эйзенштейна - старик. Вот они говорили о чем-то важном и неприятном, и когда я пришел, они с радостью перешли к чему-то другому.
Я вспомнил, что эти два больших художника, друживших с раннего детсвта, начавших вместе работу и в театре, и в кино, им пришлось не в первый раз обсуждать беды, которые на них свалились. В середине 30-х годов, в расцвет советского звукового кино, в годы выхода Чапаева, Юности Максима и у Штрауха, и у Эйзенштейна были большие творческие неприятности.
Эйзенштейн по приезде из Мексики принялся ставить сатирическую комедию М.М.М. . МММ – это значит Максим Максимович Максим. И Максим Максимович играл обывателя, какого-то парикмахерского деятеля, который каким-то образом вылез в большие начальники. И вот он со своими парикмахерскими, парфюмерными манерами начинает кем-то править.. Сатира на мещанство, на приспособленчество. Слава богу, картина была запрещена еще на первых шагах… Почему слава богу? Потому, что там затрагивались три богатыря, патриархи, православная религия, и это бы не прошло и было бы запрещено, да еще со скандалом. А так – было запрещено тихо.
Зато замечательная роль Максима Штрауха в картине Абрама Роома Строгий юноша по сценарию Юрия Олеши была запрещена с грохотом. Олеша хотел создать образ юноши будущего – красивый, раскованный, верящий в себя и в своих друзей, верящий в свои идеи. И вот как контраст этому юноше существовал персонаж, которого играл Штраух: циничный приспособленец, враждебно относящийся и к современности, и к будущему России. Вот это была роль сильная, злая, как мог сыграть Штраух. Картина была запрещена – за формализм, которого мы сейчас не находим, за не совсем точные характеристики положительных героев. Штрауховская роль была безупречна.
Эйзенштейн глубоко переживал запрет второй серии Ивана Грозного… Мы знаем, что из этой трагедии Сергей Михайлович Эйзенштейн не вышел – он умер вскоре после этой нашей встречи. Но для Максима Штрауха к счастью судьба сложилась более счастливо. Помогла ему его роль, роль Ленина, которю он сыграл у разных режиссеров, главным образом у Сергея Осиповича Юткевича, также у Козинцева и Трауберга, у Чиаурели. И вот после неудачи со Светом над Россией (картина Юткевича была тоже запрещена) Штраух, во-первых, сыграл роль совершенно не похожую на то, что от него привыкли ждать. Наряду с такими серьезными, острыми, политически значительными ролями, как роль Ленина, как роль государственного руководителя, он сыграл, например, очаровательную, гротескную роль доктора Айболита в фильме для детей. Сыграл с большой нежностью, с любовью к животным. Он обращался с маленькой обезьянкой как со своей подружкой или доченькой. Он ее лечил, и это было мило. И Штраух, которого мы привыкли часто видеть резким, обличающим или углубленным, мудрым, непререкаемым, здесь он шутлив, нежен, добр.
Дальше пошли опять новые образы Ленина. Выручил Чиаурели. Этот талантливейший режиссер пользовался особым расположением Сталина, и то, что он пригласил Штрауха после неудачи со Светом над Россией в свою картину Незабываемый девятнадцатый год, это была, конечно, для Штрауха большая удача, как бы реабилитация. Вероятно, в этом сыграл большую роль друг Эйзенштейна и Штрауха драматург Всеволод Вишневский (по его сценарию Чиаурели и поставил эту картину).
Дальше снова были опять победы, победы, связанные с содружеством Штрауха и Юткевича. Это была Последняя осень - о том, как Ленин борется с болезнью, преодолевает страдания, преодолевает бессилие, как он не оставляет своей деятельности. И несколько позднее – картина о времени Первой мировой войны Ленин в Польше, где палитра, которой владеет Штраух, удивительно многообразна и остра: Ленин задумчивый, Ленин спокойный и потом – Ленин шутливый, Ленин подтрунивающий над собеседником. Это все – очень слитно, очень человечно. И недаром, когда спрашивали Надежду Константиновну Крупскую о том, как ей нравятся актеры, играющие Ленина, она выделила Штрауха. Потому что несмотря на то, что, конечно, мне видно, что он не так уж и похож, зато его голос, его интонации и, главное, мысль, которую он все время упорно и ярко несет, - вот это ленинское, вот это ей очень понравилось.
Максим Максимович Штраух сын известного московского врача немецкого происхождения. Это культурнейшая семья. Штраух дружил с сыном писателя Телешова, а в доме у Телешова, где Штраух постоянно бывал, бывали и Шаляпин, которого Штраух обожал всю жизнь, там бывал и Куприн, и Леонид Андреев, и Горький… И вот с этими людьми Штраух общался.
Дружба с Эйзенштейном началась с детства. На рижском взморье эти два маленьких мальчика пытались поставить Синюю птицу, которую Штраух видел в Москве, и которую пытался рассказать Эйзенштейну. На пляже эти мальчишки играли в театр. Но они играли и в простые мальчишеские игры. И потом, уже после Гражданской войны, когда случайно встретились два человека, одетых в рваные солдатские шинели, которые ходили по Москве и искали тот театр, где они хотели бы работать… Случайно встретились, узнали друг друга и решили, что работать они пойдут в Театр Пролеткульта, а учиться пойдут к Мейерхольду.
Я бывал у них, еще когда они жили на Покровском бульваре. Эйзенштейн жил у них много лет, причем у Штрауха было 2 комнаты в большой коммунальной квартире. В большой жил Эйзенштейн, а в маленькой Штраух со своей женой Изер. Изер была великолепная трагедийная актриса. Она прекрасно играла в Театре Революции и у Мейерхольда. Она играла такие роли, как матушка Кураж. Это была актриса очень резкого, броского, несколько гротескного дарования. Эйзенштейн даже писал, что это лучшая актриса из всех, кого он знает. И там у этой парочки жил Эйзенштейн, за которым ухаживали как за любимым ребенком.
Максим Штраух был остроумный, он был смешлив, так же, как Эйзенштейн, он мог смеяться простому анекдоту. У него был довольно угрюмый вид – эти очки, этот взгляд исподлобья. А так он был человек очень живой, ласковый и добрый.
Работа над образом Ленина началась для Штрауха необычно. Он был ассистентом у Эйзенштейна на фильме «Октябрь» и там нужно было… Ну как Октябрьскую революцию показать без Ленина? Нужно было вывести образ Ленина. Делать это актерскими средствами еще никто не решался. Эйзенштейн сначала пытался нарезать, собрать всю хронику, но хроникальных съемок не хватало для изображения роли Ленина в Октябрьской революции. И тогда случайно Штраух нашел человека – рабочего – очень внешне похожего на Ленина, понимавшего это и даже игравшего в жизни это. Он так, как Ленин, носил кепку, носил такую же бородку, был так же лыс… Но как заставить в большой картине об Октябре сыграть рабочего, который не актер, не умеет всего этого… И вот Штраух не только нашел этого человека, он с ним работал, разъясняя, читая ему вслух ленинские работы, объясняя ему, почему Ленин делает этот жест или этот жест, почему Ленин этих любит, а на этих смотрит с отвращением. Он старался одухотворить этого человека для того, чтобы он сыграл. Хотя образ Никандрова в фильме «Октябрь» вызвал разноречивые мнения, его резко не принял Маяковский, который дружил и с Эйзенштейном, и со Штраухом – близко дружил. Тем не менее, было такое начало.
Потом бы конкурс на пьесы и сценарии к 20-летию Октября. Призы получили сценарий Каплера (Восстание» назывался) и пьеса и сценарий Погодина Человек с ружьем. Решили сначала ставить Ленин в Октябре - Восстание. И по наводке Горького предложили эту роль Щукину. А Юткевич хотел ставить Человек с ружьем, ему сказали, что нужно подождать. Щукин снимался у Михаила Ромма и Юткевичу это, конечно, было очень обидно. И тогда он обратился к своему старому другу Штрауху: Тебя можно загримировать, ты будешь похож, давай попробуем. Попробовали. И Человек с ружьем стал вровень с Лениным в Октябре, хотя играли разные актеры, по-разному, но играли очень удачно. Потом были неудачи – как со Светом над Россией, - но в общем, Штраух вышел из этого многолетнего соревнования с самим собой как победитель. Он сыграл в нескольких картинах, на сценах разных театров. Например, когда уже после кончины Максима Максимовича Любимов ставил в Театре на Таганке 10 дней, которые потрясли мир, то в фонограмме, которую Любимов использовал, использовалась фонограмма Штрауха. Так что голос Ленина в Театре на Таганке звучал в исполнении Максима Максимовича уже после его кончины.