Популярные личности

Максим Осадчий

Российский кинооператор, актёр и режиссёр клипов.
На фото Максим Осадчий
Категория:
Дата рождения:
1965-08-08
Место рождения:
Красноярск, Россия
Гражданство:
Россия
Читать новости про человека
Биография

Хочется снимать просто хорошее кино! (№ 6(14) 2005)

Максим Осадчий по праву считается одним из самых востребованных операторов России. На счету Осадчего - сотни музыкальных и рекламных роликов (во многих из них снялась его жена Елена Корикова), а также самый громкий проект этого года - фильм "Девятая рота" Федора Бондарчука.


Справка "НК":

Максим Осадчий, оператор

Дебют в кино: "Секс-с-сказка" (реж. Елена Николаева)

Другие работы: "Президент и его внучка", "Триумф", "Алиса и Букинист", "Незнакомое оружие, или Крестоносец-2", "Девятая рота"

А также: рекламные ролики, музыкальные клипы для звезд отечественной эстрады, в том числе Аллы Пугачевой, Филиппа Киркорова, Леонида Агутина, Анжелики Варум, Кати Лель, Дмитрия Маликова, Натальи Ветлицкой, Валерия Меладзе и др.

- Давно дружите с Федором Бондарчуком?

- Мы учились на параллельных курсах во ВГИКе. Там и познакомились. Правда, на первых порах дружба не была особенно тесной. Но постепенно переросла в такой творческий союз. Мы стали снимать клипы, ролики рекламные. А потом Федор серьезно занялся кино, и появилась "Девятая рота".

- Для Бондарчука это важный проект. А для вас?

- Безусловно. Картины такой сложности у меня еще не было. Достаточно сказать, что на площадке одновременно работало от двух до пяти камер. Кстати, технику мы заказывали в Германии. Нам оттуда привезли свет, оптику, пригнали краны. Все это на 50% обеспечило успех картины. Потому что фильм масштабный, сложнопостановочный, и без самой современной техники мы просто не смогли бы его снять на должном уровне.

- Вчера читал в Интернете отзывы о картине. Попалось и такое мнение: "Война у Осадчего с Бондарчуком получилась слишком красивой, гламурной…"

- А мне говорили, что нам удалось соблюсти баланс между красивой картинкой и правдой жизни. Не знаю, мне трудно судить… Может быть, нужно было снимать более жестко, грязно. Показать войну как она есть, без прикрас. У меня есть одно оправдание: мы с Федором увидели это именно так. Это наше право.

- Вы всегда "видите" одинаково или умеете снимать по-разному?

- Все зависит от драматургии фильма, от того, что хочет увидеть на экране режиссер. Мы еще на берегу должны об этом договориться. А снять я могу как угодно.

- А что нравится снимать? Людей, натуру, пейзажи?..

- Я не ставлю для себя каких-то ограничений. Единственное, что для меня важно: кадр не должен быть "пустым", в нем должно быть настроение, атмосфера. Чем эта атмосфера дальше от реальной жизни, тем лучше. Именно поэтому мне не очень близки комедии. Этот жанр не требует особых изобразительных решений. Снимать комедии довольно просто. А мне хочется тайны, загадки.

- Так, может, вам попробовать себя в жанре ужасов?

- Это было бы интересно. Но нагнетание атмосферы - особое искусство. У нас им мало кто владеет, к сожалению.

- А боевики вам интересны?

- Мне все интересно! И все хочется попробовать, даже через ошибки. Мой мастер Владимир Андреевич Нахабцев сказал замечательную фразу: "Лучше плохо снять хороший фильм, чем хорошо снять плохой". И в этом есть доля истины. Хочется снимать ПРОСТО ХОРОШЕЕ КИНО, вот в чем все дело. Потому что времени в этой жизни не так много: 20-30 лет работы. И размениваться на пустяки не хочется.

- Как вы пришли в эту профессию?

- С помощью моей сестры. Зовут ее Елена Николаева, она режиссер. Когда Лена поступила во ВГИК, мне было 11 лет. Она меня с собой брала в институт, на лекции, и я постепенно всем этим увлекся. Стал смотреть фильмы. Увидел "Солярис" Тарковского. И понял, что тоже хочу снимать кино.

- Без Тарковского не обошлось!

- Без Тарковского ни у кого не обошлось. Просто меня это немного раньше коснулось, чем других. В 12 лет я уже окончательно понял, чего хочу в этой жизни. Стал заниматься фотографией. А потом тоже поступил во ВГИК.

- Первая ваша самостоятельная работа…

- …состоялась опять же благодаря сестре. Она взяла меня оператором на свой фильм "Секс-с-сказка". Это было сразу после ВГИКа, в 89-м году. Я даже диплом толком не успел защитить. Закончил институт. И сразу в работу!

- Снимать клипы?

- Нет, после "Секс-с-сказки" был еще фильм "Алиса и Букинист" Алексея Рудакова. А потом уже началось все остальное. В кино тогда наступил кризис, работы не было. Пришлось переключиться на съемки клипов и рекламы.

- Сейчас ситуация изменилась: кино набирает обороты. Тем не менее вы продолжаете снимать и клипы, и рекламу. Почему?

- Потому что это моя работа. Я считаю, нельзя сравнивать кино и клипы. Это просто разные вещи, разные виды искусства. И мне они одинаково интересны. Иногда на съемках ролика приходится решать очень интересные изобразительные задачи. А если клип сюжетный, то, по сути, снимаешь маленькое кино. Разница только в масштабе.

- За минувшие десять лет качество отечественных клипов улучшилось?

- Безусловно. Это видно невооруженным взглядом. Сравните ролики 10-летней давности и те, что снимаются теперь. Рост просто очевиден.

- Догнали и перегнали Запад?

- Еще нет, к сожалению. Потому что индустрия как таковая у нас пока отсутствует. Ее нужно развивать, вкладывать в нее деньги. И только в этом случае у нас есть шанс догнать Запад. Пока же многие вещи нам просто недоступны. В первую очередь это относится к технической стороне дела.

- Если уж мы заговорили о Западе... Довольно долгое время вы жили в Америке. Чем был вызван этот шаг, почему решили уехать?

- Жесткой необходимости в отъезде на самом деле не было. Просто захотелось что-то поменять в своей жизни. Обстоятельства сложились таким образом, что этот шанс мне представился. Я его использовал. И вернулся. Понял в какой-то момент, что мне интереснее жить ЗДЕСЬ. Что любопытно, в 99-м году, когда я вернулся, кризис в нашем кино еще не закончился. Работы по-прежнему не было. Но постепенно все наладилось. То есть выбор оказался правильным.

- А там - ничего не получилось?

- Почему же не получилось! Я приехал не на пустое место в Нью-Йорк. У меня там были друзья, с помощью которых я довольно быстро получил работу. Фактически я занимался тем же самым. Снимал рекламные и музыкальные ролики.

- Быстро приспособились?

- Это сейчас не проблема. Уже довольно давно мы живем в открытом пространстве. Смотрим одни и те же фильмы, слушаем одну и ту же музыку, живем по одним и тем же стандартам, в том числе профессиональным. Поэтому приспособиться - не вопрос. А дальше все зависит от твоих возможностей. Что ты умеешь делать и насколько ты талантлив и профессионален.

- То есть при желании все-таки могли сделать карьеру в Голливуде?

- При желании, наверное, мог. Но в том-то и дело, что желания не было. Не ставил я перед собой задачи покорить Голливуд! Честно в этом признаюсь. Жизнь иногда важнее, чем работа, понимаете?

- Хотя работа отнимает большую часть жизни…

- В моем случае это действительно так. Иногда мне кажется, что так нельзя, надо еще какие-то интересы находить в жизни. Но ограничивать себя в работе тоже глупо. В конце концов, она доставляет тебе удовольствие, ты органично в ней себя чувствуешь. А это главное: чтобы была внутренняя гармония, чтобы твои желания и амбиции имели возможность выхода.



Поделиться: