Максим Евсеев мужественен, но не напоказ, при этом – мягок и деликатен, классически воспитан, начитан... Что еще? Органичен, талантлив и… удивительно скромен.
Воздействие идет на уровне взгляда и мысли. Кажется, актер просто транслирует зрителю образ, состояние, используя минимум внешних способов.
Поклонницы на кино-форуме пишут о желании узнать вашу биографию…
Родился и вырос в Москве в 1976 году, в роддоме, что недалеко от станции метро «Каховская». Люблю этот район, нравится проходить рядом с тем местом, где я появился на свет, хотя, ясно, что ничего о своем пребывании в этом доме, я не помню. (Улыбается.)
Кто ваши родители по профессии?
- Мама по образованию экономист. Окончила Плехановский институт, но по специальности работала недолго. Когда я был маленьким, иногда она брала меня с собой на работу - в Научно-исследовательский институт художественной промышленности. Помню, как ее сотрудницы давали мне играть со всякими побрякушками - из моржового клыка, слоновой кости, дерева… Сейчас мама занимается охотничьими собаками. Она заводчик русских псовых борзых, ездит с ними на охоту и на выставки.
Отец - профессиональный водитель, поменял много профессий, но почти все они были связаны с управлением автомобилем.
Как вы стали актером? Мечтали об этой профессии с детства?
- Хотел бы так сказать, но… нет, не мечтал. Так получилось, что я поменял школу. И когда пришел в 232-ую, там как раз набирали театральный класс. Преподавателем у нас был актер Малого театра Владимир Алексеевич Сафронов, который позже стал художественным руководителем нашего курса в Высшем театральном училище имени Щепкина. Так я оказался в театральном институте, а спустя какое-то время - в театре.
Как впервые попали в кино?
- Я думаю, если театральный актер живет в Москве или Санкт-Петербурге, то рано или поздно попадает в кино. И надо очень сильно не любить кино и телевидение, чтобы не оказаться на одной из съемочных площадок.
Я пришел в кино довольно поздно, лет в 28. По-моему, был 2005 год, когда я случайно оказался на кастинге. Это был проект «Жизнь – поле для охоты», у меня в нем - небольшая роль – оперуполномоченный Миша Литвак. Но персонаж этот «проходил» через все 16 серий.
Самая значительная ваша роль - в трехсезонном проекте «Эра стрельца» – оперуполномоченный Алексей Леонидов. Что привело вас в «Эру…»?
- Сейчас время такое, снимается много детективов, и, стало быть, персонажами становятся либо опера, либо злодеи, либо потерпевшие. Мне довелось «побывать» преступником, потерпевшим, оперуполномоченным, милицейским и прокурорским следователем, сотрудником ППС…
Что же касается роли Леонидова, то все произошло неожиданно. В 2006-м мне позвонили из Санкт-Петербурга и пригласили в студию «Панорама» на кастинг. Мне показалось довольно странным, что звонят из Санкт-Петербурга и приглашают московского актера. Я даже подумал: уж не друзья ли пошутили? Ведь такие шутки довольно распространены в актерской среде. Но узнал, что такая студия на самом деле существует, и звонили именно оттуда. Собрался и поехал на кастинг, тем более что в Санкт-Петербурге у меня живут родственники. Было около двадцати претендентов... А вскоре мне позвонили и сказали, что я утвержден.
Режиссер «Эры…» Максим Кубринский на вопрос, почему вас выбрали на роль, сказал мне: «У Макса тогда в глазах были мысль и ирония… надеюсь, он это в себе сохранил».
Я тоже надеюсь. (С улыбкой.) Это была позиция Максима, он любил повторять, что Леонидова надо играть глазами.
На форуме сайта пишут, что ваш Леонидов – идеал, мечта женщины. А какой вы в жизни: такой же ироничный, вспыльчивый, прямой, бескомпромиссный?
Да, иногда бываю вспыльчивым. Могу сломать какой-нибудь предмет домашнего обихода, мобильный телефон. С людьми, надеюсь, веду себя более деликатно. Во всяком случае, я стараюсь.
Вы тоже смогли бы так терпеливо, как Алексей Леонидов, сносить капризы жены?
- Как и всякий женатый мужчина, разумеется, я сношу капризы своей жены. По-другому, наверное, и быть не может.
У вас, как и у Леонидова, в жизни глаза такие грустные, даже когда вы шутите, отчего?
- Мы с Леонидовым вообще внешне похожи: у него мое лицо, мои глаза, руки. (С улыбкой.) Мне когда-то мой художественный руководитель сказал, что, наверное, я не очень веселый…
Но вы оптимист?
- Думаю, что я невероятный оптимист, и грустные глаза именно от этого. Ну, чего грустить пессимисту? Он изначально готов к недоброму повороту событий. А вот оптимист надеется на лучшее, и вдруг… Шутка, конечно.
У вас в «Эре…» был дублер?
- Конечно, были профессиональные каскадеры, которые выполняли ряд трюков, в частности, прыжки со второго этажа. Но что-то доводилось делать и мне.
Что в вас и вашей жизни изменилось за эти три года съемок?
- Не знаю. М-м-м, я переехал с одной съемной квартиры… на другую. (Смеется.) Больше ничего.
Вы начинаете в жизни думать, как ваш персонаж, когда работаете над ролью?
Случается, что вы поступаете так или иначе именно потому, что так бы поступил он?
- Нет, скорее, мои персонажи что-то берут от меня, а не наоборот.
От чего вы идете, делая роль, чтобы ваши герои стали такими живыми?
- Стали ли они такими, не знаю. А идешь от своего опыта. Опыт актера, как человека, больше, чем может вложить в роль режиссер или сценарист. Ведь это - вся его предыдущая жизнь. Но, конечно, и режиссер может подсказать что-то.
Вы наблюдали за работой нашей милиции перед съемками «Эры стрельца»?
- Наблюдал? Да, но с оперативной группой на задания не выезжал, такой возможности у меня не было. А вообще, должен ли сериал быть похожим на жизнь или нет? Ведь это кино, художественное произведение. В фильме обычно есть история человека, вне зависимости от его профессиональной принадлежности, он совершает те или иные поступки, и именно это актер (от слова «акт, действие») пытается сделать в кадре. А похож ли, к примеру, Леонидов на настоящего милиционера – это для меня не самое важное.
Вы говорите, что в работе идете от своего опыта. А вот в «Пятницком» вы играли слепого…
- Да, это совершенно другой человек, другая история. Актеры любят играть характерные роли, персонажи с изломанной судьбой. Мой персонаж лишен зрения. И достоверно знать о его состоянии я не могу. Такие вещи играются. Но играть надо не только это. Ему непросто в жизни и потому, что с ним живет его дочь, которую он любит и о которой хотел бы заботиться в полной мере... А это понятные всем вещи. Насколько Алексей Исаев получился похож на слепого человека, судить зрителю.
В фильме «Игра» вы играете бандита. И если ваш опер был смелым человеком, то этот персонаж в силу обстоятельств охвачен страхом. Вам это состояние хорошо знакомо?
Конечно, как и всякому другому. Современному человеку не надо сильно напрягаться, чтобы представить это состояние. Мы часто сталкиваемся с какими-то вещами, которые нас пугают. Мы никогда не можем быть уверены, что без приключений доберемся до дома, мы боимся потерять работу, опасаемся за здоровье своих близких. Так же, как и мой персонаж в фильме «Игра», который боится не столько за себя, сколько за свою супругу. Кстати, и Леонидову из «Эры…» время от времени приходилось сильно бояться за жизнь и безопасность своей жены.
Почему сыграно не очень много ролей в кино? Отказывались?
- Я отказываюсь от ролей в основном тогда, когда работа в кино пересекается с работой в театре. Скоро 16 лет, как я работаю в театре «Школа современной пьесы», и у меня есть ответственность перед своим коллективом. Если меня некому заменить, то я делаю выбор в пользу театра…
Я слышала, как со сцены вы читали Вознесенского. А есть любимый поэт?
- Такого понятия для меня не существует. Невозможно предпочесть кого-то одного всем остальным. Мне нравятся и Вознесенский, и Бродский, и Окуджава, и Маяковский. Почему-то запомнилось, как в юности я рано утром стоял в очереди, помогая родителям, и, чтобы скоротать время, читал «Облако в штанах». (С улыбкой.) Представьте: зима, семь утра, длиннющая очередь, и я под единственным фонарем - с томиком Маяковского… Я вдруг вспомнил сейчас, что давно не открывал Маяковского.
А кого вы часто открываете?
- Я редко сейчас читаю художественную литературу – наверное, потому что в детстве перечитал. Читал приключения, детективы, фантастику запоем, везде и всегда: за едой, в транспорте, на уроках. И лет в шестнадцать стал вдруг интересоваться познавательной, научно-популярной литературой. И сейчас читаю, но как-то спонтанно. Могу почитать стихи, если в Яндексе попалась и «зацепила» интересная строчка. Недавно меня вдруг заинтересовала дарвинская таблица видов и захотелось узнать, к какому отряду относятся белки, куницы. Завтра, может быть, забуду об этом. Интересны книги по истории – Соловьев, Гумилев, Ключевский, много всего…
Что вас сейчас особенно волнует?
- Хотя наша беседа сегодня о кино, но хочется сказать о судьбе театра. В последнее время все чаще ставится вопрос о том, нужен ли России русский репертуарный театр. Театры, которые поддерживает государство, это театры с некоммерческим, классическим традиционным репертуаром. Обычно противники говорят о том, что в Европе, например, нет такого количества государственных театров, и - ничего, искусство при этом не страдает. Но мы ведь отличаемся от других стран и менталитетом, и территориями, и родом занятий. И репертуарный театр нам нужен: он хранит в чистоте наш язык, нашу драматургию, которая является частью нашей культуры. Сможем ли мы сохранить мощный пласт русской драматургии, если попробуем перевести театр на коммерческие рельсы? Ведь меценатства в нашей стране пока не сложилось в полной мере… Если не сможем, то это когда-то аукнется.
Вы смотрите фильмы, сериалы?
- Да, и среди них есть те, которые меня за последние несколько лет потрясли, я и друзьям их рекомендовал бы посмотреть. Среди них «Залечь на дно в Брюгге» Мартина МакДонаха, «Бьютифул» («Biutiful») с Хавьером Бардемом в главной роли. Есть и неплохие сериалы, хотя этот вид кино порой незаслуженно игнорируются – «Друзья», «Доктор Хаус». Если говорить о наших фильмах, могу кого-то ненароком обидеть, поэтому обойду эту тему.
Театр, кино, выступления на концертах… Есть время для себя?
- У меня достаточно свободного времени, и поэтому не было бы оправдания, если бы я порой не тратил его на посещение выставок, музеев. Люблю музей Пушкина, Третьяковку.
У вас есть фото, где вы в зоопарке….
- Да, оно сделано в Калининграде. Там чудеснейший зоопарк, в прекрасном месте, даже, несмотря на то, что заметен недостаток финансирования. Нравится ходить и в московский зоопарк.
Вы любите фантазировать?
- Конечно.
Если бы могли исполнить любое желание…
- Когда-то мы с коллегами по театру играли в детскую игру: если бы у тебя была суперсила, что бы ты для себя пожелал? Кто-то хотел быть невидимым, кто-то - научиться летать, быть успешным в любви… Я помню, что мне в тот момент захотелось исцелять людей волшебным образом. Это желание и до сих пор кажется мне важным.
Роль, которую вы ждете…
- Вы знаете, не сама роль имеет значение - ведь какой она получится, будет ясно, когда я ее сыграю. Неправильно было бы желать сыграть того или иного персонажа просто потому, что роль хорошо написана. В нее вкладывают труд сценарист и режиссер. А я, открывая сценарий, вижу повод для своей работы. Какой роль придет к зрителю, зависит и от меня в том числе.
И все же…
- Знаете, я все еще хочу сыграть Гамлета.
Однажды на кастинге мне на это признание ответили: «Ну, что же вы все к этому Гамлету привязались?!» Тем не менее, не боюсь показаться банальным: мне очень интересен этот персонаж. И я присматриваюсь к его экранизациям. К примеру, Гамлета как-то сыграл и интереснейший актер Мэл Гибсон. На протяжении многих лет, я, замирая у экрана, всегда наблюдаю за игрой актеров, играющих Гамлета, и при этом мне все время хочется сделать все это по-своему…