Популярные личности

Макс Офюльс

Немецкий, американский и французский режиссер
На фото Макс Офюльс
Категория:
Дата рождения:
1902-05-06
Место рождения:
Саарбрюкен, Германия
Дата смерти:
1957-03-25
Место смерти:
Гамбург, Германия
Гражданство:
Германия
Читать новости про человека
Биография

Биография

Немецкий кинорежиссёр, который работал в Германии, США и Франции. Известен образцовыми с точки зрения ясности и чёткости повествования экранизациями литературных произведений на романтико-мелодраматические сюжеты. Отец известного документалиста Марселя Офюльса.


Макс Оппенхаймер родился 6 мая 1902 в Санкт-Иоганне (с 1914 Саарбрюкен). Его отец купец Леопольд Оппенхаймер, замужем за Еленой, урожденной Бамбергер, руководил там с 1901 фирмой своего тестя «Бамбергер и Херц», которая с 1903 стала называться «Дом мужской и детской одежды». В 1912 Оппенхаймеры открыли второй магазин. С 1913 Макс посещал гимназию Людвига и в 1915 перешел в королевское рельное училище. Он играл на флейте, брал уроки игры на гитаре и фортепьяно и увлекался театром. В 1920 играл в школьном театре. В том же году ушел из школы.

В 1920-1921 актер-волонтер в Вюртембергском земельном театре в Штутгарте, с первым выходом на сцену зовет зебя Офюльсом. В 1921 «начинающий актер» в городском театре в Аахене, в 1922 в качестве «молодого любовника и комика» играет второстепенные роли в более 40 спектаклях. В 1923 переходит в городской театр в Дортмунде, участвует в 14 спектаклях и получает первую постановку в качестве режиссера. С 1924 режиссер-постановщик театра в Бармен-Эльберфельде. В 1925 начинает работу на радио в качестве декламатора пробных программ радио Эльберфельда. С 1927 работает также на радио в Кельне и Штутгарте, читает современную литературу и с 1928 пишет собственные сценарии радиопостановок. В 1925-1926 самый молодой режиссер венского Бургтеатра. В 1926 женится в Вене на актрисе Хильде Валль (1894-1980). С 1926 работает в Новом театре во Франкфурте-на-Майне, в 1928-1930 - в театре в Бреслау. В январе 1931 переезжает в Берлин, работает в Театре комедии, пишет сценарии радиоспектаклей для Берлинского радио.

В начале 1931 по заказу студии Universum Film AG (УФА) пишет диалоги к фильму Анатоля Литвака «Больше никакой любви». В августе 1931 снимает свой первый короткометражный фильм «Тогда уж лучше рыбий жир» по рассказу Эриха Кестнера. Фильм «Флирт», снятый им по одноименной пьесе Артура Шницлера незадолго до прихода к власти национал-социалистов, пользуется огромным успехом и служит в дальнейшем моделью, по которой были скроены многие его последующие ленты.

После премьеры фильма, которая состоялась 16 марта 1933, он покидает в конце марта Берлин и после короткой остановки в Саарбрюкене эмигрирует во Францию. После плебисцита по вопросу Саара 13 января 1935 магазины его отца «аризируют», и родители эмигрируют во Францию. Офюльс работает в Италии, снимает несколько фильмов во Франции. В 1936 получает приглашение из Советского Союза и с семьей приезжает на работу в Москву, однако через два месяца возвращается в Париж. Снятый в Голландии фильм «Комедия о деньгах», который объявляют «высшим достижением голландской киноиндустрии», не может покрыть высоких расходов, несмотря на хорошую критику. Следующие четыре фильма Офюльс снимает во Франции. Съемки «От Майерлинга до Сараева», посвященного началу Первой мировой войны, прерываются всеобщей мобилизацией во Франции в сентябре 1939. Фильм выходит на экраны в 1940, незадолго до начала войны с Германией.

В 1940 Офюльса, который с 1938 является гражданином Франции, призывают в армию. С разрешения министерства информации он может работать в Париже над антифашистскими радиопередачами. Его передача «Спи, Гитлер, спи» транслируется в апреле-мае 1940 радиостанцией в Страсбурге на нацистскую Германию. В июне 1940 после заключения перемирия Офюльс, имя которого находится в списке гестапо на выдачу Германии, бежит со своей семьей на юг страны. В Провансе он готовится к эмиграции в США. Так как оформление документов затягивается, Офюльс принимает приглашение театра в Цюрихе, в котором он работает с ноября 1940. В апреле 1941 он едет в Марсель. В июле получает наконец все необходимые документы и билеты на пароход. В августе 1941 семья Офюльса через Лиссабон приезжает в Нью-Йорк, а через несколько недель отправляется на машине в Лос-Анджелес.

Летом 1942 Офюльс работает некоторое время в Нью-Йорке на радио «Голос Америки», которое во время войны вещает на Европу. В Голливуде он пишет экспозе антинацистских фильмов «Сага» и «Человек, который убил Гитлера», которые остаются нереализованными. Успех не сопутствует и другим проектам этого периода. Лишь осенью 1944 после частного просмотра фильма «Флирт» Престон Стерджес поручает ему режиссуру фильма «Вендетта». Подготовительный период занимает почти два года; в это время Офюльс пишет свою автобиографию, которая будет посмертно издана в 1959 под названием «Игра в бытие». В августе 1946 начинаются съемки «Вендетты», но через несколько дней Стерджес отстраняет Офюльса от работы. В октябре 1946 по протекции Роберта Сьодмака он получает котракт на съемки фильма «Изгнанник».

Годы его пребывания в Голливуде нельзя назвать продуктивными. Тем не менее режиссёрская манера Офюльса, отличавшаяся грациозно скользящими движениями камеры и широким применением съемки с движения, была подмечена американскими коллегами, повлияв, в частности, на молодого Кубрика.

В 1949 закончив фильм в жанре нуар «Пленница» (многими воспринятый как сатира на Говарда Хьюза), Офюльс возвращается во Францию, где снимает свои самые нашумевшие картины — «Карусель» (1950, по пьесе Шницлера, премия BAFTA за лучший фильм), «Наслаждение» (1953, по рассказам Мопассана).

Летом 1954 Офюльс приступает к съемкам франко-немецкого фильма «Лола Монтес» в цвете и синемаскопе. Звезда фильма - Мартина Кароль, секс-идол 50-х. Однако по тем временам самый дорогой европейский фильм (по данным продюсера, он стоил 8,5 млн. немецких марок) проваливается в прокате. Дело не спасает и изготовленный прокатчиками против воли Офюльса короткий вариант. Сотрудники «Кайе дю синема» и, в первую очередь, Трюффо с энтузиазмом защищают «Лолу Монтес» как произведение авангарда и авторского кино.

В Западной Германии Офюльс снова работает на радио: в Баден-Бадене он ставит «Новеллу» Гете (1955) и «Берту Гарлан» Шницлера (1956). 30 мая 1956 выступает во Франкфурте-на-Майне с докладом, который становится основой для радиопостановки «Мысли о кино» (Радио Гессена, 1956). Летом 1956 пишет сценарий фильма о художнике Модильяни, но намеченные на осень съемки откладываются. По приглашению Густафа Грюндгенса ставит в Немецком театре в Гамбурге «Безумный день» Бомарше в собственной обработке. В день премьеры 5 января 1957 он лежит больной в комнате отеля. 25 марта 1957 Офюльс умирает в Гамбурге от ревматического воспаления сердца. Похоронен на кладбище Пер-Лашез в Париже. В его память в Саарбрюкене ежегодно проходит кинофестиваль им. Макса Офюльса.



Поделиться: