Дессуар — основоположник критического анализа парапсихологических феноменов.
Дессуар (Dessoir) Макс (8.2.1867, Берлин – 19.7.1947, Кенигштейн, Таунус, Германия) — немецкий эстетик и психолог. Последователь В. Дильтея. Еще в гимназии у него проявились способности и к искусствам (игра на скрипке),и к естественным наукам, в это же время зародился интерес к пограничным вопросам психологии и физиологии. После окончания гимназии в 1881 г. учился в университетах Вюрцбурга и Берлина (доктор медицины, доктор философии, 1889). С 1891 г., Дессуар работал в Берлинском университете в качестве приват–доцента, в 1893 г. защитил диссертацию („Psychologischen Skizzen“) для замещения должности доцента, с 1897 г. он — экстраординарный профессор, с 1920 г. до своей отставки в 1934 г. — ординарный профессор Берлинского университета. В 1947 г. снова приступил к преподавательской деятельности в качестве профессора во Франкфурте.
Дессуар — основоположник критического анализа парапсихологических феноменов, с 1885 г. он приступил к систематическим наблюдениям за медиумами, что позволило ему сделать обобщающие выводы о сущности этих явлений на основе понятия подсознательного. („Vom Jenseits der Seele: Die Geheimwissenschaften in kritischer Betrachtung“, 1917). Ввел в употребление сам термин „парапсихология“.
Вместе с Э. Утицем основал школу эстетики, известную под названием „всеобщей науки об эстетике“. Эстетику Дессуар понимал значительно шире, чем искусство, включая в нее природу и повседневную жизнь, но и искусство, по его мнению, основывается не на одном лишь эстетическом чувстве, а также и на религиозных, социальных и политических воззрениях.
С 1906 г. он стал издавать журнал „Zeitschrift fur Asthetik und allgemeine Kunstwissenschaft“, центральный орган формалистической эстетики. По его инициативе в 1913 г. был организован 1–й Интернациональный конгресс эстетики. В работе „Эстетика и всеобщая наука об искусстве“ („Asthetik und allgemeine Kunstwissenschaft in Grundzuge“, Stuttgart, 1906) разделил искусства на два вида, на подражательные искусства, имеющие реальные формы (пространство и время искусства), и свободные искусства, имеющие иррелевантные формы (архитектура или музыка).