В 1965 году один из самых известных южноафриканских чернокожих продюсеров Руперт Бопапе (Rupert Bopape) обнаружил группу молодых рабочих из Претории. Они называли себя “Makhona Tsohle Band”, что означало “Группа мастеров на все руки”. Они играли электрическую поп-музыку тауншипов с элементами квелы и драйвом американского рокабилли.
Упругие гитарные партии, впервые представленные электрическим басистом Джозефом Маквелой (Joseph Makwela), синхронизированные с резкими непривычными рычащими пассажами, давили вниз, в то время как игра гитариста-новатора Маркса Манкване (Marks Mankwane) придавала звуку радость и возвышенность. Но группе были нужны певцы для того, чтобы жесткими вокальными партиями укрощать веселый музыкальный настрой. Тогда Р.Бопапе “раскручивал” ставшую в Южной Африке одной из популярнейших вокальных групп “Сестры темного города” (Dark City Sisters). Он пригласил одного из гостевых вокалистов-мужчин из этой группы Саймона “Махлатини” Нкабинде (Simon “Mahlathini” Nkabinde) присоединиться к новому поющему и танцевальному женскому коллективу “Махотелла куинз” (The Mahotella Queens).
Итак, басовый “ворчун” Саймон Нкабинде приступил к делу. Народ называл его “Махлатини” или “с джунглями в голове” за его надменный, командирский внешний вид, за его связь с сельской традицией и за невероятно низкий и громкий голос. Некоторые из тех, кто слышал его пение и видел его полные тайны боевые пляски, предполагали, что он наделен сверхъестественными силами. На деле же он долгое время пел в церковных хорах и в популярной в чернокожих предместьях группе Alexander Black Mambazo, руководителем которой его брат Зеф (Zeph). В окружении пышных, солнечных гармоний группы “Махотелла куинз”, и их бесконечно изобретательных танцевальных па родилась супергруппа, ставшая сенсацией по всей Южной Африке. Они активно гастролировали, неизменно набирая полные стадионы везде, где бы они не появлялись.
Пышным цветом расцвели подражатели, и это дало толчок для развития нового стиля мбаканги (mbaqanga). Это была музыка для рабочих, новая и восхищающая, но в то же время крепко утверждающая традицию. Название “мбаканга” можно переводить по-разному - это и “наскоро приготовленный горячий хорошо перемешанный суп или каша” , или “высушенные клецки”, упругие, как ритм самой этой музыки. Имея в виду свою манеру танцевать, Махлатини и “Махотелла куинз” назвали свой стиль мкасийо (mqashiyo), что означает “прыжок” или “скачок”. Сейчас можно найти большое количество записей из того начального периода, особенно в замечательной подборке из серии Earthworks под общим названием “Неразрушимый бит Соуэто”.
В конце семидесятых - начале восьмидесятых, африканскую попсцену захватила музыка соул и диско. У группы тогда был восьмилетний перерыв - ее участницы поднимали на ноги свои семьи, в то время как перенявшие манеру ученицы выступали и записывались под их названием. Но когда дети подросли, три настоящие королевы - Хильда Тлоубатла Бутелези (Hilda Tloubatla Buthelezi), Милдрэд Мангхола (Mildred Mangxola) и Нобесету Мбаду (Nobesethu Mbadu) вновь вышли на сцену. Незадолго до появления в 1986 году получившего “Грэмми” альбома “Земля благоденствия” (Graceland) Пола Саймона и последующего международного тура, жители Южной Африки вновь проявили интерес к давним музыкальным стилям тауншипов, и мир получил то, что когда-то было потеряно. И тогда “Махлатини и Махотелла куинз” в сопровождении самых что ни на есть настоящих Makhona Tsohle Band оправились в международное наступление, которое не прекращалось вплоть до гибели гитариста Маркса Манкване в 1998 году и смерти Махлатини в 1999 году.
Несмотря на то, что другие африканские группы постоянно возрождают их звуки, наделяя их элементами современных течений, “Махлатини и Махотелла куинз” проявляют свою силу в преданности цельному классическому звуку, который не утратил своей свежести спустя три десятилетия.
В 1994 году группа записала альбом, посвященный своему тридцатилетию. В одной из песен содержится призыв к молодым южноафриканцам возродить стиль мбаканга и донести его до будущих поколений. “Это было почти тридцать лет, нам нужна молодежь, которая последовала бы за нами”, - пели они. Буквально отвечая на этот призыв, несколько семи- девятилетних южноафриканцев назвали себя “Маленькими Махлатини и Махотелла куинз” и вскоре публика остолбенела, увидев на сцене точную, в полном снаряжении, копию знаменитого выступления легендарной группы. На тридцатом году своего существования “Махлатини и Махотелла куинз” с удовольствием выступили вместе со своими юными воплощениями.
Гитарист Маркс Манкване сказал однажды , что группа надеется на плодотворное будущее в новой Южной Африке. “Больше нет апартеида”, - говорил он, торжествуя, - любой волен делать все, что он захочет, особенно это касается музыки. Теперь мы можем делиться нашими идеями с исполнителями международного уровня, потому что они свободно могут приезжать в ЮАР”. И это действительно правда, поскольку в Южную Африку захватила новая культурная реальность.
После смерти Маркса Манкване и Махлатини, “Махотелла куинз” объединились со своими молодыми последователями и выпустили замечательный альбом “ Sebai bai” (Indigo 2000). К сожалению, после двух разрекламированных международных туров и двух лет замечательных отзывов об этом альбоме, в Южной Африке он еще лишь должен появиться. Это загадочное невежество со стороны национальной музыкальной индустрии является отражением ее агрессивной ориентации на молодежь. Но даже если сильные люди музыкального бизнеса Южной Африки не могут оценить этот альбом сейчас, “Махотелла куинз” останутся нежно любимым коллективом, вышедшим из золотого века музыки и продолжат служить вдохновляющей силой для современной африканской музыки на международном уровне.