Итальянская оперная певица, которую сегодня называют как одной из самых великих исполнительниц веризма, так и одной из самых недооцененных оперных певиц середины прошлого века. Кроме прочего, многие считают Оливеро 'лучшей Адрианой Лекуврер XX века'.
Родилась Мария Маддалена Оливеро (Maria Maddalena Olivero) в 1910 году в итальянском городке Салуццо (Saluzzo, Italy). Музыке она начала учиться с 12 лет, но когда после нескольких лет занятий Оливеро прослушивалась для радио EIAR, ее с треском провалили, как не имевшую ни голоса, ни перспективы. Несмотря на столь обидное падение, Магда продолжала упорно заниматься – она совсем не поверила той комиссии с радио и осталась уверенной и в своем таланте, и в своем умении добиваться задуманного.
Вторая попытка окончилась тем же провалом – Магде Оливеро снова отказали, однако на этот раз она повстречалась во время прослушивания со своим будущим наставником Луиджи Герусси (Luigi Gerussi), который позднее начал заниматься ее вокалом.
Так, после ее года упорных занятий в 1932-м молодая сопрано Мада Оливеро впервые выступила на Туринском радио (Turin radio) в оратории 'I misteri dolorosi' (Скорбные мистерии).
Так, с третьей попытки, медленно, но верно ее певческая карьера начала набирать свои обороты. Следующий после дебютного год был занят иногда случайными концертами в студии радиостанции, но были и главные роли, вроде роли Лауретты в радиопостановке 'Джанни Скикки' Пуччини (Giacomo Puccini).
В самом конце 1933 года Оливеро удалось получить хоть и совсем небольшую, но все же роль в опере 'Набукко' ('Nabucco') на сцене знаменитого театра Ла Скала. Вскоре, в январе 1934-го Магда выступала в Милане (Milan) снова – ей досталась роль в 'Фаворитке' ('La favorite') Доницетти (Gaetano Donizetti), однако публика, как и критики, по большому счету продолжали ее дружно игнорировать. В итоге некоторое время Оливеро снов
а пела лишь по радио. Впрочем, Магда с самого детства отличалась упорством и силой воли, а удары судьбы никогда не ломали ее, но делали лишь сильнее.
Так, она продолжала выступать на радио, ожидая своего часа. Позднее ее назвали 'Королевой провинциальных театров. Действительно, она блистала, по-настоящему блистала на многих сценах, но самые крупные оперный площадки, увы, так и не оказались заинтересованы в таланте Магды Оливеро. В итоге ее называют одной из самых незаслуженно обойденных вниманием оперных див XX века, ведь ее вокальные данные, а также мастерство исполнения. Кстати, известно, что Магда всегда очень серьезно изучала каждую партию – она не допускала ошибок или неточностей, она была к себе очень строга и всегда доводила свои партии практически до совершенства. Кроме того, она училась сценическому мастерству, драме, танцам… Так, Магда Оливеро серьезно готовилась стать яркой и крупной оперной звездой. Но судьба, увы, распорядилась иначе. Ее талант, безусловно, был оценен, и даже весьма высоко, но все же есть мнение, что она так и не получила того, настоящего успеха, которого заслуживала.
В 1941 году Магда едва не прервала свою оперную деятельность – она вышла замуж, стала женой и матерью, а поскольку она считала, что мать и жена – это тоже профессия, то от сцены она отдалилась, лишь время от времени выступая с концертами. Ее муж Альдо Буш (Aldo Bush) серьезно заболел в конце 1940-х, и когда к Магде поступило предложение спеть в 'Адриане Лекуврер' ('Adriana Lecouvreur'), она думала почти год. Кстати, уговаривал ее тогда сам Франческо Чилеа (Francesco Cilea), автор оперы, уверяя, что ее больной с
упруг будет просто счастлив увидеть Магду в этой роли. В итоге в феврале 1951 года Магда спела партию Адриану Лекуврер, которая впоследствии стала ее самой яркой и лучшей ролью. Ее даже называли 'лучшей Адрианой Лекуврер XX века'.
В репертуаре Магды Оливеро - роли Федоры, Мими, Манон Леско, Тоски, Мадам Баттерфляй и многие другие партии в классических операх, а ее Виолетту в 'Травиате' ('La traviata') также называют 'одной из лучших Виолетт XX века'.
Среди ее поклонников были (и есть) настоящие фанаты, которые считают Оливеро 'самой-самой', а критики всегда упрекали ее в преувеличенных эмоциях, свойственных веристской риторике.
Ее прекрасно знали на родине в Италии, а также в Европе, и даже в Америке, но, по мнению многих, все могло сложиться для нее гораздо более успешно. Так, впервые на сцене Метрополитен Опера Магда выступила лишь в 1975 году, а ведь ей было тогда уже 65 лет! Впрочем, успех пришел – она пела тогда Тоску, и после этого были и другие американские выступления.
Магда оставалась на сцене долго – в 1981-м она ушла с оперных подмостков, но все еще пела в концертах. Удивляя и восхищая своих поклонников, она время от времени пела на публике, а ошеломленные слушатели подсчитывали ее возраст: 95 лет, 97, 98… 99-летняя Магда спела в 2009 году в Милане монолог из оперы Дзандонаи (Riccardo Zandonai)… нужно ли говорить, что публика в зале просто не верила своим глазам и ушам.
25 марта 2013-го Магда Оливеро отметила свой 103-й день рождения. Она по-прежнему активна, занимается социальной работой и благодарна судьбе за музыку, за преданных поклонников, за любовь и за долголетие, дарованные ей