Лианг Кеганг (Liang Kegang) — китайский художник и перформансист, недавно добавивший свое слово в дискуссию о постоянно ухудшающейся экологии, продав банку с воздухом из Франции (France) за 860 долларов.
В рейтинге стран по количеству выбрасываемых в атмосферу производственных отходов Китай (China) на протяжении уже последних десятилетий занимает лидирующие позиции. В то время как власти Соединенных Штатов, обеспокоенные влиянием производства страны на мировую экологию, в последнее время снижают обороты и ищут новые способы переработки, китайское правительство, как некогда и верхушка СССР, руководствуется принципом: 'Природа — дом, а человек в нем хозяин'. Увы, результатом такой философии стала вполне реальная экологическая катастрофа, которая уже разразилась в ряде больших китайских городов, и в течение нескольких лет, если не будут приняты соответствующие меры по ее предотвращению, станет бичом всей страны. Теперь, когда для многих жителей городов газовые маски стали уже вполне привычным предметом ежедневного гардероба, на защиту природы вышли китайские художники и артисты, пытаясь через искусство донести сообщение, которое слишком часто игнорируется простыми жителями. Именно на волне культурного подъема Лианг Кеганг представил свою работу, которая, как бы смешно ни выглядела для жителей других стран, крайне обоснована — и даже имеет реальные аналоги — в Китае. Банка с французским воздухом была вскоре продана за 860 долларов и, как считает сам художник, может быть использова
на новым хозяином не только как предмет искусства.
Лианг Кеганг родился в Китае и уже после университета стал принимать участие в развитии современного искусства в стране. Надо, впрочем, заметить, что современное китайское искусство, несмотря на западные ориентиры, в заметной степени вдохновлено национальными темами, которые часто становятся темами дискуссий как среди самих художников, так и международных критиков, для которых многие из работ кажутся вырванными из контекста, когда как для носителей культуры они имеют большее значение и, соответственно, лучше передают изначальную идею художника. Различия китайского современного искусства и его западного прародителя часто становились темами в блоге популярного китайского художника и фотографа Ай Вэйвэя (Ai Weiwei), который склонялся к оригинальным западным образцам, уверенный, что часто китайские художники загоняют себя в границы, из них не выходя, — то есть создают новые образцы без разрушения старых идеалов, что, по мнению многих искусствоведов, является основой современного искусства и любого другого художественного течения, приходящего на смену прежним формам и техникам.
В одном, к счастью, художники Поднебесной согласны — что отчасти на их плечи легла ответственность за экологию страны, так как принимаемые государств
м меры показали себя как неэффективные. Со своей стороны Лианг представил совершенно простой, но заставляющий задуматься экспонат — пустую банку, в которую, находясь во Франции, он набрал воздуха — воздуха чистого, свободного от выхлопов и целого списка газов, ставших уже привычными жителям больших городов. Всего за несколько дней работа нашла своего покупателя, который согласился заплатить почти 900 долларов США. Казалось бы, получилась хорошая шутка — в прямом смысле деньги на ветер, но, к сожалению, в последнее время в большие города действительно привозят пластиковые пакеты с горным воздухом, которого хватает ровно на один вдох. По словам людей, это позволяет на секунду забыть об атмосфере города и почувствовать себя в горах.
В марте, как рассказывает художник, кто-то в правительстве пошутил, что люди начнут ездить в горы и провинции, свободные от больших предприятий и мегаполисов, лишь для того, чтобы взглянуть на голубое небо и без страха вздохнуть. Увы, никаких способов помочь жизни горожан пока предложено не было, так что индустрия домашних воздушных фильтров и индивидуальных фильтров-респираторов процветает. 'Когда-нибудь воздух будут покупать в магазинах, даже не вспоминая, что всего несколько назад люди сами отдали свое право свободно дышать', — считает художник.