Хотя Люсьен приодел многих модных дам в ходе 1920-х и 1930-х, больше всего его помнят за его героические дипломатические усилия для поддержания парижской моды во время Второй мировой войны.
Люсьен Лелонг родился 11-го октября 1889-го в Париже (Paris). Он был сыном Артура Лелонга (Arthur Lelong), владельца магазина текстильной промышленности. Люсьен изучал бизнес в парижской Высшей коммерческой школе (Hautes Études des Commerciales).
Он получил призыв на военную службу буквально за два дня до выхода его первой линии одежды, показ которой должен был пройти в отцовском магазине 4-го августа 1914-го года. Лелонг был мобилизован 2-го августа 1914-го, пока 24-го мая 1917-го не был тяжело ранен взрывом снаряда и девять месяцев не пролежал в госпитале. Он стал одним из первых французов, удостоенных за проявленный героизм Военного Креста (Croix de Guerre).
В 1918-м, после своего выздоровления, он вернулся на работу к отцу. К 1923-му Лелонг начал работать под своим именем. Будучи современником таких дизайнеров, как Шанель (Chanel), Вионне (Vionnet), Ланвин (Lanvin), Молиньё (Molyneux) и Пату (Patou), Лелонг занимался дизайном модных моделей в 1920-х и 1930-х для так называемого Кофейного общества (café society), 'красивых людей', которые собирались в модных кафе и ресторанах в Нью-Йорке, Париже, Лондоне, Вене и Стамбуле. Для его коллекций были характерны классические линии, вытекающие из контурного очертания форм, силуэтов, каждой эпохи.
Люсьена особо нельзя было назвать ни первопроходцем, ни новатором, так как он предпочитал сосредотачиваться на качественной выработке и самом конструировании. Однако Лелонг все же стал первым дизайнером, который ввел более дешевые модные линии одежды, которые назвал 'Édition', чтобы удовлетворить запросы менее состоятельных клиентов в 1933-м. В самый разгар своей карьеры кутюрье пользовался услугами 1200 работников.
Его выбрали президентом парижского Синдиката высокой моды (Chambre Syndicale de la Cou
ture) в 1937-м, благодаря чему у французской моды появился ярый заступник. Столкнувшись с угрозой перемещения всего швейного искусства высокого качества в Берлин и Вену, Лелонг переговорами, убеждениями, изощренными уловками и откровенной ложью смог перехитрить немцев, оккупировавших Париж. Он сказал: 'Одна из первых вещей, которую сделали немцы – это вторжение в Синдикат и изъятие всех документов, относящихся к французской экспортной торговле. Я сказал им, что 'от-кутюр' – не подверженная переносу промышленность, сродни кирпичной кладке'.
Когда после объявления войны в Париже не объявилось ни одного покупателя-иностранца, Люсьен послал эмиссара в Нью-Йорк с платьями и др. моделями, чтобы доказать, что мода – это по-прежнему жизнеспособная отрасль, невзирая на военное время. К 1941-му немцы начали выдавать 'текстильные карты', в которых действовала система оценок в баллах, оценивающая каждый Дом моды. По сути, соблюдение всех правил означало конец моды Парижа. Лелонг, ведя тяжелые переговоры, получил освобождение от этой гнетущей системы для 12-ти Домов.
К несчастью, через полгода немцы заметили, что уже 92 Дома продолжают свободно функционировать. В конечном итоге, удалось сохранить 60 из них. Мадам Грес (Madame Grés) и Баленсиаг (Balenciaga) превысили в ярдах величину испрашиваемых средств за один сезон, после чего поступил приказ закрыть их Дома в течение двух недель. И все же благодаря единству оставшихся Домов, которые принялись работать сообща, две коллекции, как Грес, так и Кристобаля Баленсиага, были показаны в срок.
Помимо прочего, Лелонгу приписывают заслугу спасения 12 тыс. работников, которым грозила депортация и вовлечение в немецкую военную промышленность. В ходе четырех лет было проведено 14 официальных конференций с немцами; на 4-х из
них они объявили, что швейное искусство 'от-кутюр' должно быть полностью запрещено, но каждой раз французам удавалось избежать этой катастрофы. Часть Парижа, всецело связанная с модой, выиграла свою, персональную войну.
Лелонг, равно как и Хэтти Карнеги (Hattie Carnegie), добрался до Соединенных Штатов, нанимая талантливых молодых дизайнеров и давая им возможность расти в профессиональном отношении. Кристиан Диор (Christian Dior), Пьер Бальмен (Pierre Balmain), Юбер де Живанши (Hubert de Givenchy), Серж Коган (Serge Kogan), Жан Шлумберже (Jean Schlumberger) и др., все они в тот или иной момент обращались к Лелонгу. Диор сказал: 'Именно от Лелонга я узнал, что ткани имеют свою индивидуальность, их поведение столь же разнообразно, сколько разнообразны женские темпераменты'.
Измученный войной и полученным ранением, Люсьен ушел на пенсию в 1948-м и через десять лет, 10-го (11-го) мая 1958-го, умер от сердечного приступа, ночью в Англете (Anglet), севернее Биаррица (Biarritz). В общей сложности, он продемонстрировал 110 коллекций за свою карьеру и, отойдя от пошива одежды, никогда не прекращал заниматься творением ароматов. В период с 1924-го по 1950-й он создал около 40 видов парфюма, посвятив один из них принцессе Натали Палей (Natalie Paley), дочери великого князя Павла Александровича и его морганатической жены Ольги Карнович. Палей также была моделью его коллекций. Он женился на ней 10-го августа 1927-го и развелся в 1937-м.
До этого он был мужем Энн-Мари Авдой (Anne-Marie Audoy), с которой развелся 16-го июля 1927-го. Третьей супругой кутюрье, пережившей его, в 1954-м стала французская журналистка Морис Гудеке (Maurice Goudeket).
Лелонг был превосходным кутюрье, но в историю он все же вошел как ведущий дипломат моды во время немецкой осады парижской моды