Говоря о Люке Дарденне, просто невозможно не упомянуть его не менее именитого брата, Жан-Пьера Дарденна, ибо именно так, 'в связке' два этих человека известны всему кинематографическому миру.
Люк Дарденн (Luc Dardenne) родился в 1954 году в Авирсе, Бельгия. Говоря о Люке Дарденне, просто невозможно не упомянуть его не менее именитого брата, Жан-Пьера Дарденна, ибо именно так, 'в связке' два этих человека известны всему кинематографическому миру.
Сначала оба Дарденна работали в театре — старший играл на сцене, а Люк сразу решил найти себя как режиссер. Позже братья перебрались на телевидение, а в кинематограф Дарденны вступили как документалисты. В 1975 году братья Дарденн основали собственную компанию документального кино 'Derives', позже, почти через двадцать лет их детищем станет кинокомпания 'Les Films du Fleuve'. Кстати, сам Люк уверяет, что никогда и не помышлял о режиссерской судьбе. Он лишь следовал за братом, с которым они всегда были неразлучны: 'К
лянусь вам, что занялся кино по чистой случайности. Жан-Пьер был театральным актером, я — ассистентом театрального режиссера, с которым работал Жан-Пьер, и тот ему сказал: хватит играть, попробуй что-нибудь поставить на сцене. Мы попробовали, вместе'.
Первый художественный фильм, военную драму 'Двуличный' (Falsch), Дарденны представили миру в 1987 году. В 92-м свет увидела еще одна драма – 'Я думаю о вас' (Je pense à vous). А первая картина, пробудившая к режиссерам более серьезный интерес, вышла в 1996-м. Драма 'Обещание' (La promesse) рассказала об Игоре и его отце Роже, строивших свой семейный бизнес на нелегальных эмигрантах. Фильм попал в программу Каннского фестиваля, а, кроме того, именно Дарденны 'открыли' тогда актеров, впервые сыгравших в их картине - Оли
вье Гурме и Жереми Ренье.
Кстати, все последующие работы братьев непременно становились участниками Каннского кинофестиваля.
Очередная драма 'Розетта' (Rosetta), снятая в 1999 году, получила 'Золотую пальмовую ветвь', главная атриса фильма, Эмили Декенн, получила тогда приз 'за лучшее исполнение женской роли' и приз экуменического жюри. Фильм рассказал о молодой девушке – Розетте – вынужденной стоять перед навалившимися на нее превратностями неблагосклонной судьбы – мать-алкоголичка, увольнение с работы, поиски, метания и отчаяние; в итоге она нашла довольно неординарное решение проблем.
В драму 2002 года 'Сын' (Le fils) Дарденны вновь пригласили Оливье Гурме, актер удостоился тогда приза экуменического жюри и награды 'за лучшее исполнение мужской роли'. Картина 'Ди
тя' (L'enfant) 2005 года вновь принесла 'Золотую пальмовую ветвь'. Оригинальная операторская работа в фильме - камера подробно, как документ, фиксирует жизнь героя: в столярной мастерской, дома, на бензоколонке у бывшей жены, во время разговора с новым учеником – была также отмечена критиками.
Криминальная мелодрама 'Дитя' (L'enfant), вышедшая в прокат в 2005-м рассказала о молодой паре, едва 'сводящей концы с концами', проживая с новорожденным сыном на ничтожное пособие. И однажды двадцатилетний отец семейства находит выход из беды, заключив чудовищную сделку.
'Молчание Лорны' (Le silence de Lorna) рассказывает о молодой албанке, в обмен на бельгийское гражданство заключившей брак с наркоманом. Картина снова оказалась фаворитом Канн.
Проблемы, которые довольно безжа
лостно обнажают режиссеры в своем кино, оказываются близки всем европейцам. В одном из интервью Люк Дарденн так ответил на вопрос, считает ли он себя бельгийцем. 'Я не думаю об этом. Мне нравится Европа, и я не думаю, что она будет еще расширяться. Можно мечтать о единой Европе; главное — не мечтать о Европе в униформе'.
Люк признается, что персонажи и сюжеты картин рождаются у них с Жан-Пьером в процессе обсуждений, а на съемочной площадке братья постоянно меняются местами. Правда, записывать на бумагу родившиеся сюжеты и ситуации традиционно считается обязанностью именно Люка. Дарденн говорит, что социальный аспект, который присутствует во всех их картинах – не попытка анализа. Оба брата считают свое кино сказкой, которая внезапно приобретает сходство с внешним миром